«Школа ораторского искусства “Сократ”»
Актуальность
Чтобы добиться высоких результатов в учебе, работе, продвижению по карьерной лестнице, в политике необходимо говорить красиво, лаконично, уверенно.
Мы уверенны, что посещать занятия в нашей «школе» должен каждый, кто хочет добиться успеха в жизни, успешно сдавать экзамены, строить взаимоотношения между полами, хорошо проходить собеседования и подниматься по карьерной лестнице.
Цели и задачи
Цель: социализация через усвоение навыков ораторского искусства.
Задачи:
- Изучить основы ораторского искусства и риторики.
- Развивать стремления к самосовершенствованию и формирования готовности молодого человека к организационно-управленческой деятельности.
- Сформировать готовность к практическому анализу логики разного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики.
- Освоить знания о методах самосовершенствования, правилах публичного выступления.
- Организовать и провести совместные диспуты, круглые столы, олимпиады.
- Обеспечить формирование у молодых людей умений и навыков ораторского мастерства в ходе практических занятий.
- Привлечь молодых людей к научно-исследовательской работе с участием и выступлением на очных конференциях.
- Развивать эмоциональную саморегуляцию.
Содержание (или этапы) проекта
Участники проекта: студенты вузов города, школьники 9-11 классов школ города, преподаватели КузГТУ филиала в городе Прокопьевске. Проект работает на базе филиала КузГТУ в г. Прокопьевске.
I этап — организационный:
- разработка теоретического материала по самосовершенствованию ораторских особенностей личности;
- разработка практических занятий по ораторскому мастерству;
-
набор студентов, школьников, желающих развить свои коммуникативные способности:
- группа набиралась из числа желающих выработать навыки ораторского мастерства.
- Возраст слушателей 15-20 лет.
- Количественный состав группы в первом семестре составил 15человек. Во втором семестре 15 человек. Всего за учебный год работы «школы» было охвачено 30 человек.
II этап — развивающий:
-
Проведение теоретических лекций по самосовершенствованию ораторского мастерства; (продолжительность занятий один час в две недели, всего 17 часов).
На лекциях рассматривались следующие темы:
- Дискуссия как вид речевой деятельности;
- «Слагаемые ораторского мастерства»;
- «Технологии подготовки самопрезентации»;
- «Как выработать уверенность в себе выступая публично?»;
- «Как влиять на людей, выступая публично?»;
-
«Методы привлечения внимания слушателей».
-
Проведение практических мероприятий; (продолжительность занятий 2 часа один раз в две недели, всего 34 часа):
- всегда доброжелательная обстановка;
- отработка рефлексивного и нерефлексивного стилей слушания;
- отработка техники аргументирования;
- экспресс-тренинг для слушателей: «Искусство самопрезентации и публичного выступления: правила и грамотное использование».
- видеотренинг «Самопрезентация», закон композиции;
- упражнения, помогающие отработать элементы невербального общения (как контролировать свое невербальное сообщение);
- упражнения, способствующие формированию силы голоса и его энергию.
Практические занятия включают в себя ролевые игры, дискуссии, публичные выступления и речевые упражнения. Навыки ораторского искусства отрабатывались в тренинговой форме, т.к. это наиболее эффективная форма для закрепления и развития знаний, умений и навыков.
III этап — закрепляющий:
-
проведение диспутов, круглых столов, олимпиад по актуальным темам с участием школьников и студентов, где отрабатываются навыки ораторского мастерства.
Навыки, отработанные на практическом занятии эффективно закреплялись в совместном проведении диспутов, круглых столов и олимпиад. «Школа ораторского искусства «Сократ XXI века» помогает выработать уверенность в себе выступая публично, своих способностях и рефлексии.
В ходе работы были проведены следующие круглые столы по темам:- «Роль традиции в формировании нравственных качеств» — апрель 2012 года.
- «Реформа образования в России 2012-2020» — апрель 2013 года
- «Конституция РФ: 20 лет спустя» — декабрь 2013 года.
По итогам заседания круглого стола компетентным жюри был выявлен лучший оратор и награжден Дипломом 1 степени с присвоением звания «Сократ XXI века» и статуэткой.
Результаты
Ожидаемые результаты
- повышение практических и теоретических знаний, умений и навыков молодых людей в области ораторского мастерства;
- готовность к публичному выступлению перед различной аудиторией (логичность мышления, аргументирование, ведение дискуссии, умение слушать и слышать выступающего, грамотно задавать вопросы);
- выработка уверенности в себе во время публичного выступления;
- формирование способностей по выражению личного мнения с четкой аргументацией своей позиции;
- умение привлечь внимание слушателей.
Работа в группе позволила участникам «школы» задавать вопросы, обсуждать проблемные моменты отрабатывать полученные навыки. Все участники научились преодолевать психологические барьеры, которые мешали им в публичном выступлении. Приобрели навыки работы в группе. Те знания, которые получили участники нашей «школы» пригодятся им не только в обыденной жизни, но также в случае любого публичного выступления, сдаче экзаменов и т.д. По итогам совместной работы молодые люди приобрели уверенность и комфорт во время публичных выступлений.