«Пока горит свеча» (cоциально-психологическая программа первичной профилактики, направленный на предупреждение наркомании, табакокурения и алкоголизма)
Актуальность, научная и практическая значимость
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации, а выработка новых происходит хаотично и бессистемно. Свердловская область входит в число «лидирующих» по повышению смертности среди молодёжи от злоупотребления алкоголем и наркотиками. Поскольку подавляющее число потребителей наркотиков и алкоголя — лица до 30 лет, основную профилактическую работу следует проводить с учащимися подросткового и юношеского возраста.
В то же время, в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании, употребления алкоголя проводится недостаточно. Данные противоречия позволили сформулировать проблему: как наиболее эффективно осуществлять работу по профилактике психологических зависимостей среди молодёжи?
Научная значимость программы: благодаря реализации программы разработана концептуальная модель профилактики злоупотребления ПАВ.
Практическая значимость программы: программа носит прикладной характер, относится к долгосрочным проектам первичной профилактики. Название программы ассоциируется со словами «Пока не поздно». Это лейтмотив программы.
Цель программы: профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи города, направленная на формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий.
Краткое содержание проекта
Содержательный материал программы подобран с учетом возрастных особенностей целевой группы обучающихся. Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.
Особенностью программы «Пока горит свеча» является использование методов активного социально-психологического обучения (МАСПО). Именно они подчёркивают два основных признака обучения: игровой характер и возможность интерактивного взаимодействия в ходе реализации программы.
Структура программы.
1 блок – организационный, включает создание условий для реализации программы (подбор диагностического инструментария, наглядного и раздаточного материалов и др.).
2 блок – практический, состоящий из трех частей, включает мероприятия, направленные на профилактику ПАВ: 1 часть – профилактика алкоголизма, в том числе пивного; 2 часть – профилактика табакокурения; 3 часть – первичная профилактика, направленная на предупреждение наркомании.
Содержание программы включает различные формы работы с несовершеннолетними: викторины (например, «Скажи наркотикам – НЕТ!»), лекция-презентация «Сегодня модно не курить» и др., практические задания, рисование и распространение по городу антиалкогольных плакатов, тренинги, психологические игры, дискуссии, ролевые игры, лекция-диалог «Пить или жить?», практические задания, просмотр фильмов о вреде алкоголя, наркотиков с последующим обсуждением увиденного, просмотр видеоклипов о губительном влиянии табакокурения на организм каждого человека, на здоровье молодёжи нашего города, русской нации в целом.
В процессе реализации программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями, в том числе через распространение психологических знаний в средствах массовых информации.
3 блок – аналитический, который включает анализ диагностических данных, полученных в начале реализации программы и по её окончанию (количественный и качественный анализ (формальные показатели)).
Результаты и выводы
Результаты реализации программы:
- уменьшение количества выявленных случаев употребления наркотиков и других психоактивных веществ на 30% среди подростков школ;
- перевод встреч с психологом в ракурс открытого доверительного общения, проявлений активной жизненной позиции в различных формах интеракции;
- увеличение объема усвоенной учащимися информации о действии ПАВ на организм человека и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, корреляция употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения (по результатам итогового тестирования до 60%);
- активное участие учащихся в проведении городских, региональных, федеральных акциях по профилактике ПАВ, проведение учащимися 8-9 классов профилактических мероприятий с учащимися 5-6 классов.
Для определения результатов деятельности необходимо использовать диагностический инструментарий, рекомендуемый в рамках программы. Так же возможно применение отсроченного тестирования (спустя 6-8 месяцев после реализации программы).
Результаты реализации программы заключаются также в развитии концептуально-обоснованной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи города, поскольку в ней классифицированы применяемые методы, приемы, формы работы психолога, представлен диагностический инструментарий, направленный на отслеживание результативности профилактической деятельности ( тесты, анкеты, методики).
Выводы: программа «Пока горит свеча» является частью социального проекта «Общее дело», в основе которого лежит программно-целевой подход. Инициативная цель деятельности психолога совпадает с общей целью, принимающей форму социального заказа общества.
Социально-профилактическая деятельность психолога, работающего по программе, находится в области её практического применения. Прикладной характер программы позволяет усилить эффект воспроизводимости, подразумевающий возможность применения в других однотипных учреждениях.