Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Пока горит свеча» (cоциально-психологическая программа первичной профилактики, направленный на предупреждение наркомании, табакокурения и алкоголизма)

Автор:

  • Бабайлова Людмила Григорьевна

    Психолог , Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района (ГБУ СОН СО СРЦН Верхнесалдинского района»), (Верхняя Салда)

Актуальность, научная и практическая значимость

Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации, а выработка новых происходит хаотично и бессистемно. Свердловская область входит в число «лидирующих» по повышению смертности среди молодёжи от злоупотребления алкоголем и наркотиками. Поскольку подавляющее число потребителей наркотиков и алкоголя — лица до 30 лет, основную профилактическую работу следует проводить с учащимися подросткового и юношеского возраста.

В то же время, в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании, употребления алкоголя проводится недостаточно. Данные противоречия позволили сформулировать проблему: как наиболее эффективно осуществлять работу по профилактике психологических зависимостей среди молодёжи?

Научная значимость программы: благодаря реализации программы разработана концептуальная модель профилактики злоупотребления ПАВ.

Практическая значимость программы: программа носит прикладной характер, относится к долгосрочным проектам первичной профилактики. Название программы ассоциируется со словами «Пока не поздно». Это лейтмотив программы.

Цель программы: профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи города, направленная на формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий.

Краткое содержание проекта

Содержательный материал программы подобран с учетом возрастных особенностей целевой группы обучающихся. Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.

Особенностью программы «Пока горит свеча» является использование методов активного социально-психологического обучения (МАСПО). Именно они подчёркивают два основных признака обучения: игровой характер и возможность интерактивного взаимодействия в ходе реализации программы.

Структура программы.

1 блок – организационный, включает создание условий для реализации программы (подбор диагностического инструментария, наглядного и раздаточного материалов и др.).

2 блок – практический, состоящий из трех частей, включает мероприятия, направленные на профилактику ПАВ: 1 часть – профилактика алкоголизма, в том числе пивного; 2 часть – профилактика табакокурения; 3 часть – первичная профилактика, направленная на предупреждение наркомании.

Содержание программы включает различные формы работы с несовершеннолетними: викторины (например, «Скажи наркотикам – НЕТ!»), лекция-презентация «Сегодня модно не курить» и др., практические задания, рисование и распространение по городу антиалкогольных плакатов, тренинги, психологические игры, дискуссии, ролевые игры, лекция-диалог «Пить или жить?», практические задания, просмотр фильмов о вреде алкоголя, наркотиков с последующим обсуждением увиденного, просмотр видеоклипов о губительном влиянии табакокурения на организм каждого человека, на здоровье молодёжи нашего города, русской нации в целом.

В процессе реализации программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями, в том числе через распространение психологических знаний в средствах массовых информации.

3 блок – аналитический, который включает анализ диагностических данных, полученных в начале реализации программы и по её окончанию (количественный и качественный анализ (формальные показатели)).

Результаты и выводы

Результаты реализации программы:

  • уменьшение количества выявленных случаев употребления наркотиков и других психоактивных веществ на 30% среди подростков школ;
  • перевод встреч с психологом в ракурс открытого доверительного общения, проявлений активной жизненной позиции в различных формах интеракции;
  • увеличение объема усвоенной учащимися информации о действии ПАВ на организм человека и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, корреляция употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения (по результатам итогового тестирования до 60%);
  • активное участие учащихся в проведении городских, региональных, федеральных акциях по профилактике ПАВ, проведение учащимися 8-9 классов профилактических мероприятий с учащимися 5-6 классов.

Для определения результатов деятельности необходимо использовать диагностический инструментарий, рекомендуемый в рамках программы. Так же возможно применение отсроченного тестирования (спустя 6-8 месяцев после реализации программы).

Результаты реализации программы заключаются также в развитии концептуально-обоснованной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи города, поскольку в ней классифицированы применяемые методы, приемы, формы работы психолога, представлен диагностический инструментарий, направленный на отслеживание результативности профилактической деятельности ( тесты, анкеты, методики).

Выводы: программа «Пока горит свеча» является частью социального проекта «Общее дело», в основе которого лежит программно-целевой подход. Инициативная цель деятельности психолога совпадает с общей целью, принимающей форму социального заказа общества.

Социально-профилактическая деятельность психолога, работающего по программе, находится в области её практического применения. Прикладной характер программы позволяет усилить эффект воспроизводимости, подразумевающий возможность применения в других однотипных учреждениях.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе