«Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование» (практическое пособие)
Актуальность
Бурное развитие в России в последние годы современных форм прикладной психологии – тренинга, консультирования, коучинга – ставит перед теоретиками и практиками, работающими в этой сфере – психологами, консультантами, тренерами – новые амбициозные задачи. Одной из таких задач является удовлетворение имеющейся у специалистов помогающих профессий насущной потребности в расширении эффективного инструментария работы в групповом и клиентском формате.
Работа тренера – это технология и творчество, наука и искусство, четкость и прагматичность цели и многовариантность путей ее достижения. Инструментально-методическая составляющая является важным фактором достижения целей социально-психологического тренинга.
Научная и практическая значимость
- проект вносит вклад в разработку методологии социально-психологического тренинга как опытного научения и многофункционального метода преднамеренных изменений личности, группы и организации;
- проект адресован специалистам в области социально-психологического тренинга, иных форм групповой работы для расширения их профессионального репертуара, пополнения «инструментального багажа» новыми, оригинальными апробированными методическими средствами из арт – терапевтической практики;
- проект направлен на получение тренерами готовых, описанных в категориях «Миф – Шеринг – Рефлексия» арт–терапевтических инструментов работы с группой в различных тренинговых программах по управленческой, коммуникативной, командообразовательной и иной, актуальной в современных условиях, тематике;
- описанная авторская технология реализации арт–терапевтической процедуры в социально-психологическом тренинге позволяет тренеру грамотно работать с ориентировочной рефлексией участников, снять возможное сопротивление и получить запланированные содержательные и динамические эффекты с учетом особенностей участников и исходя из целевой составляющей тренинга;
- проект позволит ведущим тренинговых групп расширить границы в их профессиональной деятельности, сформировать новый взгляд на возможности работы с личностью, группой и современной организацией, новое видение себя, как специалиста, развитие своего творческого потенциала;
- проект ориентирован на стимулирование у тренеров познавательной активности, придания им творческого импульса для создания собственных авторских техник с их последующей успешной реализацией в своих программах.
Основное содержание работы
Работа состоит из:
- введения,
- двух глав – концептуально-теоретической «Арт-терапия – неиссякаемый источник идей для тренера» и инструментально-прикладной «Арт-терапевтические техники в работе тренера»,
- заключения.
В проекте показана значимость корректного инструментально-методического обеспечения социально-психологического тренинга для получения содержательных и динамических эффектов в группе, достижения результирующей составляющей программы – наступления изменений на личностном, групповом и организационном уровнях. Описана история становления и развития арт-терапии, ее современное состояние, основные направления.
Особое внимание уделено методическим особенностям реализации арт-терапевтических техник в социально-психологическом тренинге. Приводится авторская технология работы тренера с процедурами из арт-терапии в социально-психологическом тренинге, которая позволяет ему:
- сформировать у участников четкое понимание целевой составляющей предлагаемой им арт-терапевтической процедуры;
- замотивировать их на конструктивную работу по выполнению задания и снять возможное сопротивление;
- грамотно организовать процесс выполнения задания и корректно провести процедуру в группе;
- получить запланированные эффекты, сформулированные в категориях изменений в участниках и в группе.
Описанная технология включает три этапа:
• подготовительный;
• реализации;
• обсуждения и получения «сухих остатков».
Авторами предлагается разделить третий этап на две части:
- шеринга – анализа полученных участниками результатов работы в категориях «Здесь и сейчас»;
- рефлексии – анализа проведенного взаимодействия из позиции участника тренинга, в категориях «Там и тогда»,
что позволяет тренеру получить запланированные изменения, то есть корректно реализовать целевую составляющую тренинга.
В практическом пособии детально описан широкий спектр методического инструментария из сказкотерапии, маскотерапии, библиотерапии для реализации его в социально-психологическом тренинге. Тренерам представлено несколько десятков процедур из области рисунка, коллажа, мандалы, лепки и скульптуры. Особенности реализации предлагаемых инструментов проиллюстрированы примерами из практики.
Результаты, выводы
- арт – терапевтическая область поистине безгранична и открывает широкие инструментальные и ресурсные возможности для тренера;
- предлагаемые методические инструменты из арт – терапевтической практики позволяют автору и ведущему программы эффективно решать содержательные и динамические задачи в социально-психологическом тренинге;
- использование арт - терапевтических техник в тренинге позволяет сделать его не только содержательным, эффективным и увлекательным образовательным мероприятием, но и ярким Событием в жизни современной организации.
Колошина Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, тренер-супервизор Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов.
Сфера научных интересов: арт-терапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез.
Публикации:
Колошина, Т.Ю. Марионетки в психотерапии / Т.Ю. Колошина, Г.В. Тимошенко. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
Колошина, Т.Ю. Бизнес – театр: маски делового человека / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь // Психология для руководителя. – 2008. - №8. - С. 21-28.
Колошина, Т.Ю. Как рисуют – так живут / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь // Психология для руководителя. – 2009. - №1-2.- С. 81-86.
Колошина Т.Ю. Арттерапия кризисных состояний. МПЖ. - М., 2009
Трусь Александр Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Белорусского государственного педагогического университет имени Максима Танка.
Сфера научных интересов: психология управления; теория и методика социально-психологического тренинга.
Публикации:
Трусь, А.А. Теория и практика социально-психологического тренинга: (организационный аспект): учеб.-метод. пособие / А.А.Трусь. – Минск: БГПУ, 2006. – 60с.
Трусь, А.А. Как эффективно делегировать полномочия: практическое пособие для руководителя / А.А.Трусь. - Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008.- 152с.
Трусь, А.А. Управленческие решения: психологический аспект: учеб. пособие / А.А. Трусь. – Минск: Изд-во Гревцова, 2010. – 144 с.