Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2010 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование» (практическое пособие)

Авторы:

  • Колошина Татьяна Юрьевна

    кандидат психологических наук, тренер-супервизор, Ассоциация телесно-ориентированных терапевтов (Москва)

  • Трусь Александр Алексеевич

    кандидат психологических наук, доцент, Институт бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета (Минск)

 Актуальность

Бурное развитие в России в последние годы современных форм прикладной психологии – тренинга, консультирования, коучинга – ставит перед теоретиками и практиками, работающими в этой сфере – психологами, консультантами, тренерами – новые амбициозные задачи. Одной из таких задач является удовлетворение имеющейся у специалистов помогающих профессий насущной потребности в расширении эффективного инструментария работы в групповом и клиентском формате.

Работа тренера – это технология и творчество, наука и искусство, четкость и прагматичность цели и многовариантность путей ее достижения. Инструментально-методическая составляющая является важным фактором достижения целей социально-психологического тренинга.

Научная и практическая значимость
- проект вносит вклад в разработку методологии социально-психологического тренинга как опытного научения и многофункционального метода преднамеренных изменений личности, группы и организации;
- проект адресован специалистам в области социально-психологического тренинга, иных форм групповой работы для расширения их профессионального репертуара, пополнения «инструментального багажа» новыми, оригинальными апробированными методическими средствами из арт – терапевтической практики;
- проект направлен на получение тренерами готовых, описанных в категориях  «Миф – Шеринг – Рефлексия» арт–терапевтических инструментов работы с группой в различных тренинговых программах по управленческой, коммуникативной, командообразовательной и иной, актуальной в современных условиях, тематике;
- описанная авторская технология реализации арт–терапевтической процедуры в социально-психологическом тренинге позволяет тренеру грамотно работать с ориентировочной рефлексией участников, снять возможное сопротивление и получить запланированные содержательные и динамические эффекты с учетом особенностей участников и исходя из целевой составляющей тренинга;
- проект позволит ведущим тренинговых групп расширить границы в их профессиональной деятельности, сформировать новый взгляд на возможности работы с личностью, группой и современной организацией, новое видение себя, как специалиста, развитие своего творческого потенциала;
- проект ориентирован на стимулирование у тренеров познавательной активности, придания им творческого импульса для создания собственных авторских техник с их последующей успешной реализацией в своих программах.

Основное содержание работы 
Работа состоит из:
- введения, 
- двух глав – концептуально-теоретической «Арт-терапия – неиссякаемый источник идей для тренера» и инструментально-прикладной «Арт-терапевтические техники в работе тренера», 
- заключения.

В проекте показана значимость корректного инструментально-методического обеспечения социально-психологического тренинга для получения содержательных и динамических эффектов в группе, достижения результирующей составляющей программы – наступления изменений на личностном, групповом и организационном уровнях. Описана история становления и развития арт-терапии, ее современное состояние, основные направления.

Особое внимание уделено методическим особенностям реализации арт-терапевтических техник в социально-психологическом тренинге. Приводится авторская технология работы тренера с процедурами из арт-терапии в социально-психологическом тренинге, которая позволяет ему:
- сформировать у участников четкое понимание целевой составляющей предлагаемой им арт-терапевтической процедуры;
- замотивировать их на конструктивную работу по выполнению задания и снять возможное сопротивление;
- грамотно организовать процесс выполнения задания и корректно провести процедуру в группе;
- получить запланированные эффекты, сформулированные в категориях изменений в участниках и в группе.

Описанная технология включает три этапа:
• подготовительный;
• реализации;
• обсуждения и получения «сухих остатков».

Авторами предлагается разделить третий этап на две части:
- шеринга – анализа полученных участниками результатов работы в категориях «Здесь и сейчас»;
- рефлексии – анализа проведенного взаимодействия из позиции участника тренинга, в категориях «Там и тогда»,
что позволяет тренеру получить запланированные изменения, то есть корректно реализовать целевую составляющую тренинга.
В практическом пособии детально описан широкий спектр методического инструментария из сказкотерапии, маскотерапии, библиотерапии для реализации его в социально-психологическом тренинге. Тренерам представлено несколько десятков процедур из области рисунка, коллажа, мандалы, лепки и скульптуры. Особенности реализации предлагаемых инструментов проиллюстрированы примерами из практики.

Результаты, выводы
- арт – терапевтическая область поистине безгранична и открывает широкие инструментальные и ресурсные возможности для тренера;
- предлагаемые методические инструменты из арт – терапевтической практики позволяют автору и ведущему программы эффективно решать содержательные и динамические задачи в социально-психологическом тренинге;
- использование арт - терапевтических техник в тренинге позволяет сделать его не только содержательным, эффективным и увлекательным образовательным мероприятием, но и ярким Событием в жизни современной организации.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе