«Мир, в котором я живу» (профилактическая развивающая программа)
Актуальность
В настоящее время склонность к табакокурению и употреблению ПАВ закладывается уже в дошкольном возрасте. Пресечение возникновения этих вредных привычек среди дошкольников требует психолого-педагогического сопровождения. Современная научная профилактика формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития (от запугивания до информирования). Эти стадии развития оказались не только не эффективными, но и потенциально опасными, так как возбуждали любопытство детей. Для того чтобы быть эффективными, профилактическая программа должна «работать» с формированием потребности в здоровом образе жизни у детей, а также обучить дошкольников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия. Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Она определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского.
Мониторинговые исследования, проводимые в нашем ДОУ, показали, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно. Это проявляется у ребенка во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).
Нами психологическое здоровье рассматривается, главным образом, в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими.
Отличительная особенность программы состоит в предъявлении игрового сюжета направленного на формирования мотивации здорового образа жизни.
Цели и задачи
Цель: формирование и укрепление психологического здоровья старших дошкольников и формирование сознательной регуляции собственной деятельности.
Задачи:
- формировать уверенность в себе и собственных силах;
- помочь осознать причины последствий, как своего, так и поведения окружающих;
- формировать отношение к себе как к субъекту своей жизнедеятельности.
Этапы реализации программы.
I этап – прогностический: первичная диагностика, определение уровня психологического здоровья, планирование работы. В качестве показателей психологического здоровья определены: адаптированность к социуму (детский сад и семья), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой; тревожность, поскольку повышение тревожности взаимосвязано с нарушением психологического здоровья; социальный статус, поскольку качество межличностного взаимодействия и положение ребенка в среде сверстников очень важно для старших дошкольников; самооценка.
II этап — организационно-практический: осуществляется реализация программы «Мир, в котором я живу».
Программа состоит из трёх разделов:
1. «Я и эмоции» — овладение детьми языком эмоций, закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций. Содержание этого раздела помогает ребенку понять мир эмоций, осознать, что его беспокоит и что радует, лучше узнать свои переживания в различных ситуациях,научиться способам управления своими эмоциями. Данный раздел состоит из следующих тем:
- Путешествие в страну радости
- «Путешествие в страну «Виноватию»
- Здравствуй страх
- Избавляемся от «злючек»
- Дракончик Памси
2. «Я+Я» — формирование у дошкольников основ положительного самоотношения и потребности саморазвития. Содержание раздела помогает ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие, уникален и неповторим, развить уверенность в себе. Данный раздел состоит из следующих тем:
- Сильный человек — это человек с сильной волей
- Золотые ключики к сердцам людей
- Мои мечты
- Поссорились — помирились
- Учись думать и поступать по-своему
3. «Я среди людей» — формирование социальных навыков адекватных форм поведения у детей. Содержание раздела помогает детям развить коммуникативные навыки, умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации. Данный раздел состоит из следующих тем:
- Чёрные братья
- Незнакомец
- Секрет Чёрных братьев
- Как быть с Чёрными братьями
- Путешествие в сказку
III этап — обобщающий: содержанием является фиксация динамики психологического здоровья детей в процессе работы и оценка результативности, эффективности развивающей и профилактической работы.
Результативность
Мы выявили, что количество воспитанников с высоким уровнем тревожности к концу программы снизилось на 35% . Увеличился индекс групповой сплочённости на 5%, процент детей в группах «принятые» и «предпочитаемые» в два раза — 45–50%.
Показатели адаптивности детей повысились на 10%. Выявлена положительная динамика формирования адекватной самооценки.
Таким образом, из описанных данных можно сделать выводы о том, что цель и задачи программы достигнуты.