«Программа психолого-педагогической поддержки становления экзистенциальной личности взрослого “Экзистенциал”»
Актуальность, новизна и практическая значимость
На заре отечественной психологической практики и в психологическом просвещении, и в консультировании доминировал вопрос (и, соответственно, ответ на него): «Как жить в мире с собой и окружающими, как сотрудничать с людьми и добиваться своих целей»? Сегодня социальная компетентность – программа-минимум. Программа-максимум – стать личностью экзистенциальной, то есть подлинно существовать: иметь волю к смыслу, хотеть, мочь и иметь право быть, обеспечивать свое бытие, быть способным к экзистенциальному повороту – изменению отношения к ситуации при невозможности изменить саму ситуацию. Потому существует необходимость в создании программ групповой работы соответствующей направленности.
Научная новизна проекта состоит в приближении коммуникативного пространства групповых занятий к глубинному общению (методологическая основа – учение о глубинном общении Батищева Г.С, Бахтина М.М., Бубера М., Бюджентала Д.). Глубинное общение – это онто-коммуникациия, то есть бытийное общение. Оно предполагает полифоническое сотрудничество, доминантность на всех Других, восприятие любых проявлений Другого как Дара.
Исключение ситуаций споров, возражений, несогласий способствует коммуникативной раскрепощенности участников и переживанию ими ценности собственной услышанности как факта Со-бытия.
Практическая значимость состоит в том, что проект воспроизводим и имеет несколько вариантов внедрения: а) целостно – в психологических центрах, киноклубах (открытые группы взрослых 18-60 лет); б) выборочно – в вузовском и поствузовском образовательном процессе (включение в психологические практикумы). Проект является вкладом в интеграцию психологической практики и практической педагогики и андрогогики.
Цель данного проекта – актуализация экзистенциальных потребностей участников групповых занятий и формирование мотивации к экзистенциальному существованию.
Этапы реализации
- 2011 – анализ экзистенциальной проблематики, заявленной участниками предыдущих программ автора («Зрелость» (2006), «Кризис» (2009), «Ценность» (2011) и индивидуальном консультировании.
- 2011–2012 – создание программы «Экзистенциал»: отбор фильмов и изучение их содержания, определение логики программы в целом, логики и содержания каждого занятия.
- 2012–2013 – доработка и апробация программы: целостно – в Центре реабилитации и коррекции (г. Сыктывкар), отдельные занятия и фрагменты занятий – для студентов специальностей «Психология» и «Социальная работа» (Сыктывкарский госуниверситет), «Филология» (Коми государственный пединститут)
Содержание проекта
Предлагаемая программа состоит из 10 занятий с кинокоммуникацией в центре каждого.
Отбор фильмов в данную программу определялся их художественной ценностью, признанной на кинофестивалях, и наличием в содержании экзистенциальной проблематики.
Занятия проводятся в технологии «Педагогическая мастерская» и потому называются мастерскими.
Структура каждого занятия – трехчастная: 1. погружение в тему, «разогрев»; 2. просмотр фильма и общение вокруг его содержания; 3. закрепление реориентации личности, работа по личным запросам.
Процедуры: информирования, аналитические, игровые, арт-терапевтические, психодраматические.
Логика каждого занятия: движение от себя наличного, через постижение смысловой многослойности фильма – к себе, потенциально возможному, как становящейся экзистенциальной личности.
Тематика занятий
Названия мастерских |
Цель |
Фильм |
1. Поиск |
Формирование представления о поиске себя в экзистенциальном смысле |
«Перемирие», реж. С. Проскурина, 2010. |
2. Увлечения |
Осознание необходимости решать экзистенциальную задачу перехода от «игры» к подлинному бытию.
|
«Увлечения», реж. К. Муратова (1994) |
3. Ревность |
Осознание экзистенциальных причин ревности. |
«Эйфория», реж. И. Вырыпаев (2006) |
4. Измена |
Осознание роли общих модусов существования в отношениях пары |
«Изгнание», реж. А. Звягинцев (2007) |
5. Туман |
Осмысление содержания кризиса середины жизни как обретения статуса взрослого человека на пути познания и самопознания |
«Ежик в тумане», худ. Ю. Норштейн (1976) |
6. Ответ |
Осознание данностей человеческого существования |
«Серьезный человек», реж. И. и Дж Коэны (2009) |
7. Небо |
Осознание неизбежности экзистенциального выбора |
«Мне бы в небо», реж. Дж. Рейтман (2009) |
8. Простота |
Осмысление связи выхода из кризиса середины жизни с переоценкой ценностей |
«Простые вещи», реж. А. Попогребский (2007) |
9. Апокалипсис |
Осознание необходимости экзистенциального поворота в трудных жизненных ситуациях и последствий его отсутствия |
«Елена», реж. А. Звягинцев (2011) |
10. Невозможность |
Сохранение человека в себе как экзистенциальная проблема |
«Географ глобус пропил», реж. А. Велединский (2013) |
Результаты, выводы
Наблюдения автора, содержание оперативной (по окончании каждого занятия) и отсроченной обратной связи позволяют констатировать:
- Работа в группе по программе «Экзистенциал» становится для участников жизненным событием, в котором происходит сложный, скрытый анализ прежних форм отношений к себе, другим, миру и зарождение новых.
- В обстановке максимальной психологической безопасности, которой характеризуется онтокоммуникация, интериоризируются знания и смыслы, резонирующие с экзистенциальными потребностями личности, с ее стремлением подлинно существовать.
- Отдельные занятия программы или их фрагменты, встроенные в учебный процесс, способствуют формированию: а) интереса к вычитыванию смыслов «Интеллектуального кино», интереса к экзистенциальной психологии; б) интереса к самопознанию, появлению мотивации к участию в тренингах личностного роста.