«Формирование эффективной воспитательной деятельности отца» (психолого-педагогическая технология)
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет». Защита докторской диссертации «Психологические основания воспитательной деятельности отца», раскрывающей содержание проекта, состоялась на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Актуальность
Радикальные изменения, связанные с повышением требований к воспитанию подрастающего поколения в семье и все возрастающим пониманием значимости роли отца в развитии ребенка, актуализировали проблему изучения психолого-педагогической составляющей отцовства.
Фигура отца, специфика воспитания ребенка и вклад отца в развитие ребенка посредством авторитетного контроля всегда привлекали внимание ученых (Аристотель, В.Г. Белинский, К. Гельвеций, Демокрит, Н.А. Добролюбов, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Платон, А.Н Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Сократ, Г. Спенсер, В.А Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).
Ответственность, авторитетность, эгалитарность (патриархальность), иерархичность как традиционные черты воспитательной деятельности отца в российской семье уходят в прошлое (В.Н. Дружинин, В.Л. Ситников). Процесс выработки и уточнения новых моделей воспитательной деятельности отца, связанных с подготовкой подрастающего поколения к жизни в обществе, идет медленно и стихийно. В области воспитательной деятельности отца сегодня наблюдаются две тенденции. Первая – ситуативная, обусловленная педагогической неграмотностью, социальной неустроенностью, растерянностью отцов. Её результат: рост числа неполных семей, уменьшение активности отца, связанной с воспитанием детей, бедность и ограниченность контактов, неспособность адекватно выполнять воспитательную функцию (М. Арутюнян, Д. Видра, В.В. Гагай, Т.В. Гурко, Б.И. Кочубей, З. Марова, З. Матейчик, В.А. Петровский, А.Г. Харчев и др.). Вторая – активно-развивающаяся, детерминированная социальными установками (в основном западными) на развитие ребенка. Её результат: увеличение количества отцов, принимающих участие в рождении ребенка, уходе за ребенком и его воспитании, оформление декретного отпуска, посещение отцами курсов, повышающих эффективность воспитания ребенка в семье, получение отцами высшего образования в области педагогики и психологии (Т.В. Андреева, Л.К. Лютова, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер и др.).
В поиске путей эффективного воспитания отец часто действует методом «проб и ошибок», копирует чей-либо стиль воспитания, что актуализирует задачу разработки обучающих психологических программ и специальных психолого-педагогических технологий воспитания ребенка отцом.
Цели и задачи
Цель проекта – разработать концепцию, раскрывающую психологические основания воспитательной деятельности отца как системы, согласованность звеньев которой определяет развитие ребенка как субъекта самосознания, общения и деятельности, предложить психолого-педагогическую технологию формирования эффективной воспитательной деятельности отца.
Задачи проекта:
- Определить теоретико-методологические основания изучения воспитательной деятельности отца;
- Разработать и обосновать концепцию воспитательной деятельности отца, раскрывающую психологический механизм, регулирующий воспитательную деятельность, закономерности и принципы воспитания, представляющие собой психологические основания данной деятельности;
- Разработать и валидизировать методику оценки мотивационно-потребностной сферы отца, выстроить психодиагностический комплекс, позволяющий в полной мере оценить содержание воспитательной деятельности отца;
- Эмпирически верифицировать типологию воспитательной деятельности отца, воспитывающего ребенка различного пола и возраста;
- Определить критерии эффективности воспитательной деятельности отца на основе соотнесения показателей оптимальной и реальной воспитательной деятельности отца ребенка различного пола и возраста;
- Разработать и апробировать психолого-педагогическую технологию формирования воспитательной деятельности отца, создать модель эффективной воспитательной деятельности отца.
Методологические и теоретические основы исследования:
- общие методологические принципы психологии: принцип развития, системности, детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) в рассмотрении механизма воспитательной деятельности отца;
- теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, К. Кенфилд, Дж. Котр, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, В. Сатир, А. Фрейд, З. Фрейд, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, Э. Эриксон и др.), рассматривающих особенности развития личности ребенка в семье, разделяя вклад отца и матери;
- теории семейного воспитания и воспитательной деятельности семьи как социального явления и фактора социализации подрастающего поколения (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.С. Газман, И.П. Иванов, И.А. Колесникова, И.С. Кон, С.В. Кульневич, Г.И. Легенький, Б.Т. Лихачев, Ю.С. Майнулов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.);
- теории и концепции психологии родительства, психологической готовности к отцовству и материнству (И.С. Кон, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова и др.);
- теоретические позиции В.Н. Дружинина о воспитательной роли отца в семье, положения о «нормативной», «реальной» и «идеальной» семье как ориентирах в определении характера воспитательной деятельности отца и построения модели эффективной воспитательной деятельности;
- разработки в области консультативной, психокоррекционной и обучающей работы с родителями (А. Адлер, Б.Б. Грюнвальд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д. Динкмайер, Е.К. Лютова, Г.В. Макаби, Г.Б. Монина, Р.В. Овчарова).
База внедрения
ДОУ № 45, 361 г. Екатеринбурга, Центр развития детей «Созвездие», «Кристаллик», Центр социальной помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга, МОУ гимназии № 176 г. Екатеринбурга, МОУ НОШ № 29 г. Серова, «Центр развития «Я»» Уральского гуманитарного института, Институт социально-экономического развития (г. Серов). На разных этапах исследования приняли участие 1804 человека, из них 1250 отцов на констатирующем этапе эксперимента и 185 семей на формирующем.
Результаты проекта
На уровне конкретизации: проведен анализ подходов к феномену «семейное воспитание», уточнить понятийный аппарат педагогической психологии через категории: «воспитательная деятельность семьи», «воспитательная деятельность отца», «эффективная воспитательная деятельность», «реальная воспитательная деятельность отца» и т.д. Концепция воспитательной деятельности отца, раскрывающая психологические основания данной деятельности, разработанная в системно-деятельностной организации, развивает и укрепляет принципы общей теории деятельности, теоретические и практические аспекты воспитательной деятельности семьи и создает основу для её дальнейшего изучения. На уровне дополнения раскрыты принципы и закономерности воспитательной деятельности семьи. Разработка и обоснование психолого-педагогической технологии формирования воспитательной деятельности отца и модели воспитательной деятельности отца отличается от ранее известных представлений о формировании оптимального детско-родительского взаимодействия учетом единства мотивационно-потребностного, исполнительного и контрольно-оценочного звеньев деятельности, что соответствует новому практическому результату на уровне преобразования. Понимание специфики воспитательной деятельности отца, связанной с решением задачи социального развития ребенка, обогащает психологию семейного воспитания и создает основу для создания особого направления в рамках педагогической психологии – психологии воспитательной деятельности семьи, в русле которого могут получить свое развитие концепции, раскрывающие психологию воспитательной деятельности отца и матери и оценку эффективности родительства.
Полученные данные могут служить основой разработки новых моделей детско-родительского взаимодействия и создания программ воспитания детей и молодежи, подготовки подрастающего поколения к семейной жизни и отцовству.
Знание и учет качественных характеристик семейного воспитания, психологии воспитательной деятельности отца позволят грамотно выстраивать семейную политику, связанную с повышением качества жизни представителей всех поколений. На основе апробированного комплекса диагностического инструментария может развиваться направление исследований «Психология отцовства».
Разработанная психолого-педагогическая технология формирования эффективной воспитательной деятельности отца может составить основу методического инструментария практических психологов. Выводы, полученные по результатам проведенного проекта, могут использоваться в практике семейного консультирования по проблемам воспитания ребенка в семье.
Апробация проекта
Работа прошла апробацию на кафедре общей психологии и кафедре практической психологии Уральского гуманитарного института, на кафедре возрастной психологии Шадринского государственного педагогического института, кафедре практической психологии Института социально-экономического развития (г. Серов), кафедре общей и социальной психологии Курганского государственного университета. Результаты исследования внедрены в научную и проектную деятельность Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института Москвы в 2011 и 2012 г.г.
Основные положения исследования изложены в докладах и выступлениях на международных (Курган, 2001; Екатеринбург, 2003; Курган, 2004; Boston, 2005; Курск, 2006; Челябинск, 2007; Москва, 2009; Курган, 2009; Ставрополь, 2010; Шадринск, 2010; Москва, 2011; Курск, 2011), всероссийских (Екатеринбург, 2001; Курган, 2001; Екатеринбург, 2002; Курган, 2002; Екатеринбург, 2004; Москва, 2008; Екатеринбург, 2010; Красноярск, 2010; Екатеринбург, 2012) конференциях и семинарах.
Материалы исследования отражены в монографиях «Психология отцовства» (2007), «Отцовство: психологический анализ» (2010), «Психология отцовства как воспитательная деятельность» (2011), «Психология детско-родительского взаимодействия» (2011). Исследовательские данные и результаты работы представлены в учебно-методических пособиях «Психология семьи» (2005), «Психологическое сопровождение семьи при реабилитации» (2007), «Семейное консультирование. Адлерианский подход» (2010), «Технологии и техники семейного консультирования» (2010), «Психологическое сопровождение семьи и ребенка с проблемами в развитии» (2011).