Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2012 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Новая форма организации предшкольного образования детей с ослабленным здоровьем и особенностями развития "Лекотека"» (образовательный проект)

Авторы:

  • Болховитин Николай Иванович

    кандидат психологических наук, психолог-консультант, психоаналитик, преподаватель, Всероссийский центр психологического сопровождения (Калуга, Москва)

  • Канаева Любовь Борисовна

    учитель-логопед, МБОУ «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» (Калуга)

  • Купцова Алла Михайловна

    педагог-психолог, МБОУ «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» (Калуга)

  • Соколова Маргарита Юрьевна

    методист, МБОУ «Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» (Калуга)

  • Щербакова Людмила Николаевна

    заведующая отделом коррекции и развития детей, МБОУ «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» (Калуга)

В настоящее время образовательная система в России претерпевает изменения, как в самой структуре образования, так и в подходах к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особо значимыми являются непрерывность в образовании и введение инклюзии, позволяющей детям с особенностями в развитии усваивать образовательные программы наравне с обычными детьми. Ученые констатируют, что на протяжении последних лет наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями в развитии (нарушения развития эмоционально-волевой сферы, психических функций, речи, психомоторной деятельности, общения со сверстниками и взрослыми; ослабленное здоровье), которые по тем или иным причинам не могут быть включены в имеющиеся образовательные учреждения вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения. Такие дети нуждаются в индивидуально-ориентированном подходе, формировании психологических предпосылок обучения, оптимизации родительско-детского взаимодействия, преодолении психогенных нарушений, обеспечении социальной успешности, развитии коммуникативных и социальных навыков, сохранении и укреплении психического здоровья, коррекции недостатков в развитии.

Для детей данной категории более целесообразным является посещение такой новой формы предшкольного образования, как Лекотека. Актуальность функционирования Лекотеки объясняется необходимостью сопровождения ребёнка с ослабленным здоровьем и особенностями в развитии, оказанием всесторонней помощи при подготовке к школе и психологической поддержки семье. В Калуге впервые Лекотека была создана в 2006 году на базе МБОУ «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования».

В специальной литературе достаточно много внимания уделяется проблеме оказания психологической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии (Н.С. Жукова, М.Ф. Фомичева, Э.И. Леонгард, М.С. Певзнер, Е.М. Мастюкова, М.И. Земцова и В.В. Ткачёвой, Т.А. Басиловой)

Методологической основой Лекотеки стала идея гуманистического подхода; идея индивидуально-ориентированного подхода К. Роджерса, И.С. Якиманской, Н.Ю. Синягиной; антропологическая парадигма в психологии и педагогике В.И. Слободчикова, Е.И. Исаевой, Б.С. Братусь; культурно-историческая теория и концепция детерминации психического развития аномального ребенка Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; концепция психического и психологического здоровья детей И.В. Дубровиной; парадигма развивающего образования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; теория педагогической поддержки О.С. Газман, Н.Н. Михайловой; проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения Е.В. Бурмистровой, М.Р. Битяновой, А.И. Красило.

Практическая значимость Лекотеки заключается в том, что материалы предлагаемой программы могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми, имеющими особенности развития, и будут полезны педагогам, психологам, дефектологам, а также родителям, заинтересованным в развитии здорового и успешного ребенка. Данный опыт обучения, развития и коррекции детей с ослабленным здоровьем и особенностями развития можно применять при создании образовательных программ по подготовке детей 5–7 лет к школьному обучению в системе дошкольного образования в учреждениях комбинированного вида, компенсирующего вида, дополнительного образования, и при создании аналогичных форм организации Лекотеки.

Цели и задачи.

Цель: обеспечение доступа к качественному образованию детей с особенностями развития, создание условий для успешной социализации и формирования полноценной личности ребенка в условиях модернизации образования.

Задачи:

  • Способствовать созданию особой предметно-развивающей образовательной среды.
  • Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей для успешной социализации и поддержки развития личности детей.
  • Способствовать внедрению новых индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ для детей с использованием средств Лекотеки.
  • Проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия с помощью игро- и арт-терапевтических методов.
  • Способствовать развитию воспитательной компетенции у родителей (законных представителей), имеющих детей с особенностями развития.
  • Оказывать помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Основное содержание работы.

Проект Лекотека состоит из 2-х образовательных блоков, в основе которых лежат возрастные особенности развития детей.

1. Сопровождение индивидуального развития детей дошкольного возраста (3–5 лет). Данная программа направлена на решение следующих задач: углубленное психолого-педагогическое обследование и изучение особенностей детско-родительского взаимодействия; предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, уровне его развития; вовлечение родителей в образовательный процесс; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми; помощь в адаптации семьи к особенностям развития ребенка. Психолого-педагогическая работа направлена на развитие сенсомоторики, коммуникативных, социальных способностей и эмоциональной сферы детей и формирование психолого-педагогической компетентности родителей.

2. Сопровождение индивидуального развития детей дошкольного возраста (5–7 лет). Данная программа направлена на решение следующих задач: формирование интеллектуальной зрелости; изучение стартовых возможностей; формирование универсальных учебных навыков, необходимых для успешного обучения в школе; эмоциональное и личностное развитие; социально-нравственное развитие; психофизическое развитие; коррекция личностных качеств ребенка, поведения, психоэмоционального состояния, звукопроизношения; вовлечение родителей в процессы развития, обучения и коррекции.

Программы, входящие в блоки могут реализовываться как самостоятельно, так и в комплексе в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3–7 лет существуют три формы образовательных услуг: индивидуальная, групповая, смешанная.

В образовательном процессе участвуют специалисты: педагоги-психологи, учителя дефектологи, учителя-логопеды, педагог и врач психоневролог.

Результаты и выводы.

Результаты эффективности реализации данного проекта показали: происходит развитие адаптационных возможностей детей, коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей; формируется познавательный интерес и адекватная самооценка; становление успешной и творческой личности; повышение психологической компетентности родителей и адекватное восприятие ими особого ребенка.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе