«Новая форма организации предшкольного образования детей с ослабленным здоровьем и особенностями развития "Лекотека"» (образовательный проект)
В настоящее время образовательная система в России претерпевает изменения, как в самой структуре образования, так и в подходах к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особо значимыми являются непрерывность в образовании и введение инклюзии, позволяющей детям с особенностями в развитии усваивать образовательные программы наравне с обычными детьми. Ученые констатируют, что на протяжении последних лет наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями в развитии (нарушения развития эмоционально-волевой сферы, психических функций, речи, психомоторной деятельности, общения со сверстниками и взрослыми; ослабленное здоровье), которые по тем или иным причинам не могут быть включены в имеющиеся образовательные учреждения вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения. Такие дети нуждаются в индивидуально-ориентированном подходе, формировании психологических предпосылок обучения, оптимизации родительско-детского взаимодействия, преодолении психогенных нарушений, обеспечении социальной успешности, развитии коммуникативных и социальных навыков, сохранении и укреплении психического здоровья, коррекции недостатков в развитии.
Для детей данной категории более целесообразным является посещение такой новой формы предшкольного образования, как Лекотека. Актуальность функционирования Лекотеки объясняется необходимостью сопровождения ребёнка с ослабленным здоровьем и особенностями в развитии, оказанием всесторонней помощи при подготовке к школе и психологической поддержки семье. В Калуге впервые Лекотека была создана в 2006 году на базе МБОУ «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования».
В специальной литературе достаточно много внимания уделяется проблеме оказания психологической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии (Н.С. Жукова, М.Ф. Фомичева, Э.И. Леонгард, М.С. Певзнер, Е.М. Мастюкова, М.И. Земцова и В.В. Ткачёвой, Т.А. Басиловой)
Методологической основой Лекотеки стала идея гуманистического подхода; идея индивидуально-ориентированного подхода К. Роджерса, И.С. Якиманской, Н.Ю. Синягиной; антропологическая парадигма в психологии и педагогике В.И. Слободчикова, Е.И. Исаевой, Б.С. Братусь; культурно-историческая теория и концепция детерминации психического развития аномального ребенка Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; концепция психического и психологического здоровья детей И.В. Дубровиной; парадигма развивающего образования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; теория педагогической поддержки О.С. Газман, Н.Н. Михайловой; проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения Е.В. Бурмистровой, М.Р. Битяновой, А.И. Красило.
Практическая значимость Лекотеки заключается в том, что материалы предлагаемой программы могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми, имеющими особенности развития, и будут полезны педагогам, психологам, дефектологам, а также родителям, заинтересованным в развитии здорового и успешного ребенка. Данный опыт обучения, развития и коррекции детей с ослабленным здоровьем и особенностями развития можно применять при создании образовательных программ по подготовке детей 5–7 лет к школьному обучению в системе дошкольного образования в учреждениях комбинированного вида, компенсирующего вида, дополнительного образования, и при создании аналогичных форм организации Лекотеки.
Цели и задачи.
Цель: обеспечение доступа к качественному образованию детей с особенностями развития, создание условий для успешной социализации и формирования полноценной личности ребенка в условиях модернизации образования.
Задачи:
- Способствовать созданию особой предметно-развивающей образовательной среды.
- Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей для успешной социализации и поддержки развития личности детей.
- Способствовать внедрению новых индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ для детей с использованием средств Лекотеки.
- Проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия с помощью игро- и арт-терапевтических методов.
- Способствовать развитию воспитательной компетенции у родителей (законных представителей), имеющих детей с особенностями развития.
- Оказывать помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком.
Основное содержание работы.
Проект Лекотека состоит из 2-х образовательных блоков, в основе которых лежат возрастные особенности развития детей.
1. Сопровождение индивидуального развития детей дошкольного возраста (3–5 лет). Данная программа направлена на решение следующих задач: углубленное психолого-педагогическое обследование и изучение особенностей детско-родительского взаимодействия; предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, уровне его развития; вовлечение родителей в образовательный процесс; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми; помощь в адаптации семьи к особенностям развития ребенка. Психолого-педагогическая работа направлена на развитие сенсомоторики, коммуникативных, социальных способностей и эмоциональной сферы детей и формирование психолого-педагогической компетентности родителей.
2. Сопровождение индивидуального развития детей дошкольного возраста (5–7 лет). Данная программа направлена на решение следующих задач: формирование интеллектуальной зрелости; изучение стартовых возможностей; формирование универсальных учебных навыков, необходимых для успешного обучения в школе; эмоциональное и личностное развитие; социально-нравственное развитие; психофизическое развитие; коррекция личностных качеств ребенка, поведения, психоэмоционального состояния, звукопроизношения; вовлечение родителей в процессы развития, обучения и коррекции.
Программы, входящие в блоки могут реализовываться как самостоятельно, так и в комплексе в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3–7 лет существуют три формы образовательных услуг: индивидуальная, групповая, смешанная.
В образовательном процессе участвуют специалисты: педагоги-психологи, учителя дефектологи, учителя-логопеды, педагог и врач психоневролог.
Результаты и выводы.
Результаты эффективности реализации данного проекта показали: происходит развитие адаптационных возможностей детей, коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей; формируется познавательный интерес и адекватная самооценка; становление успешной и творческой личности; повышение психологической компетентности родителей и адекватное восприятие ими особого ребенка.