«Влияние. Противостояние влиянию» (программа тренинговых занятий для подростков 15–17 лет)
Актуальность проекта.
Общение — одна из важнейших потребностей человека, каждый из нас нуждается в другом человеке, в беседе с ним. Общение — дело сложное. За исходную точку всегда берутся два человека — говорящий и слушающий, и модель общения строится как отображение тех или иных процессов, происходящих между этими людьми. Процессы эти многообразны, они включают в себя массу сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, настроений и чувств.
Предлагаемые тренинговые занятия помогают подросткам разложить сферу общения на части, разобраться в них, а также учат обращать внимание на множество значимых мелочей, дают возможность развить и воспитать в себе качества, необходимые хорошему собеседнику. Зная основные принципы, на которых строится общение, подростки могут огородить себя от нежелательных влияний, сохранить свободу и независимость суждений и, в конечном счёте, поступков.
На тренинговых занятиях подростки отрабатывают навыки инициативности в общении, умение «пристроиться» к партнеру. Подростки могут «примерить» на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как «правильно» общаться, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу. С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.
Ключевое значение для развития личностных ресурсов подростков имеет работа в группе, поскольку именно там моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни, что позволяет участникам обнаружить и в безопасных условиях проанализировать психологические закономерности общения и поведения.
Цели и задачи.
Цель программы: гармоничное развитие личности подростка, формирование ответственности построения отношений с окружающим миром и обучения навыкам эффективного межличностного общения.
Задачи:
- Знакомство с различными способами коммуникаций.
- Знакомство с техниками установления и поддержания контакта.
- Развитие навыки противостояния манипулятивному влиянию.
Механизм реализации программы.
Программа «Влияние. Противостояние влиянию» рассчитана на три месяца работы с постоянной группой подростков 14–17 лет.
Каждое занятие длится один академический час, частота проведения — 1 раз в неделю. Для проведения необходимо помещение, имеющее достаточную площадь для проведения динамических упражнений.
Занятия включают в себя упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики, заполнение рабочей тетради.
Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».
Реализация программы началась с 10 января 2012 года в МБОУ «ОСОШ №1 г. Владивостока», в 9–10 классах. Открытая сменная общеобразовательная школа была выбраны неслучайно: во-первых, школа является нашим постоянным партнёром на протяжении 6 лет, все новые программы апробируются именно здесь. Во-вторых, учащиеся школы, в основном, подростки с непростой судьбой, из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации. Многие из них состоят или состояли на учёте в комиссии по делам несоветшеннолетних и защите их прав, подразделении по делам несовершеннолетних. В-третьих, разрабатывая программу «Влияние. Противостояние влиянию» мы приняли во внимание запрос педагогов школы — привить учащимся навыки противостояния влиянию, научить сопротивляться попыткам внушения, давать аргументированный отказ инициатору влияния.
Это был первый этап — набор целевой группы учащихся общеобразовательной школы — реализации программы. Всего в программе приняли участие 24 несовершеннолетних.
Второй этап начался с 1 марта 2012 года в МБОУ «ВСОШ №16 г. Владивостока», выбор школы обусловлен теми же причинами, что и в первом случае и с учётом пожеланий педагогического коллектива школы. В программе приняли участие 10, 11 классы, всего 30 человек.
Третий этап — реализация программы в профессиональном лицеи №6 г. Владивостока. Особенность этого этапа в том, что занятия проводились по месту жительства участников программы — в общежитии, и психологи имели возможность проводить занятия два раза в неделю в вечерние часы. Этот опыт оказался наиболее эффективным. В программе смогли принять участие 43человека.
В заключительном этапе реализации программы «Влияние. Противостояние влиянию» специалисты отдела по работе с семьёй и детьми 4 октября 2012 года организовали для всех участников интеллектуально-спортивную игру «Молодёжь выбирает здоровье».
К участию в игре специалисты отдела по работе с семьёй и детьми привлекли профессиональный лицей №11, академический колледж ВГУЭС, политехнический колледж г. Владивостока. В соревновании приняли участие 6 команд.
Тематика занятий.
Занятие 1. Слагаемые общения.
Цель: формирование представления о компонентах общения.
Занятие 2. Понятие влияния.
Цель: формирование представления о влиянии.
Занятие 3. Варварское и цивилизованное влияние.
Цель: формирование представления о варварском и цивилизованном влиянии, определения манипуляции в системе влияния.
Занятие 4. Варварское влияние.
Цель: определение составляющих варварского влияния
Занятие 5. Сила манипуляции.
Цель: определение манипуляции как одного из способов влияния
Занятие 6. Цивилизованное влияние.
Цель: формирование представлений о цивилизованном влиянии.
Занятие 7. Спорные виды влияния и противостояние влиянию.
Цель: обозначение факторов обуславливающих спорные виды влияния противостояния влиянию.
Занятия 8, 9, 10. Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции.
Цель: формирование понятия цивилизованного противостояния.
Результаты и выводы.
Оценка эффективности происходит на основе:
- итогового тестирования участников программы;
- опросников, анкетирования в начале и конце программы;
- организации работы «фокус-группы» по исследованию влияния программы на изменение поведения участников;
- наблюдения специалистов за изменениями поведения участников в процессе реализации программы.
В результате реализации программы специалисты отдела и педагоги учебных заведений отметили сформированность адекватной самооценки, освоение и применение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений.
По результатам анкетирования у участников программы отмечено уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности, сформированность навыков адекватного конструктивного поведения, развитие навыков доброжелательного общения.
По мнению участников фокус-группы, проводившейся по окончанию реализации программы, данные психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг проблем в области общения. Основная цель программы — развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков, — достигнута с помощью упражнений, игр, моделирования ситуации, мозговых штурмов и групповых дискуссий.
Программа носит принципиально позитивный характер, что отличает её от других профилактических программ, основанных на запретах. Методы и приёмы, использованные в программе, помогают избежать морализаторства и назидательности, позволяют подросткам быть активным участникам обсуждений, самостоятельно принимать решения и отстаивать свою точку зрения.