Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации "Мозаика" (части I и II)» (печатное издание)


Коллектив авторов — сотрудники ГОУ ЯО «Центр помощи детям»:

  • Автухова Ольга Аркадьевна, врач-психиатр
  • Баранцова Наталья Саввична, учитель-дефектолог
  • Белова Лада Игоревна, врач-психиатр
  • Беляева Елена Николаевна, учитель-логопед
  • Донник Татьяна Анатольевна, педагог-психолог
  • Иванова Татьяна Александровна, директор
  • Карабань Ольга Михайловна, учитель-дефектолог
  • Кочкина Любовь Вадимовна, педагог-психолог
  • Крупенникова Ирина Валентиновна, педагог-психолог
  • Лебедева Антонина Николаевна, учитель-дефектолог
  • Лисенкова Лидия Николаевна, учитель-дефектолог
  • Мочалова Ирина Владимировна, врач-психиатр
  • Одинцова Елена Юрьевна, учитель-логопед
  • Русанова Лилия Сергеевна, заместитель директора
  • Сараева Елена Николаевна, учитель-дефектолог
  • Семенова Анна Александровна, педагог-психолог
  • Сигуля Наталия Валерьевна, педагог-психолог
  • Смирнова (Чиркова) Екатерина Викторовна, педагог-психолог
  • Солондаев Владимир Константинович, руководитель отдела

Актуальность, научная и практическая значимость.

В основу построения программы, представленной в издании, положена идея периодизации психического развития. Необходимость индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы объясняется прежде всего тем, что физический возраст человека связан с его психическим развитием непрямо. Различные обстоятельства развития человека определяют динамику формирования тех или иных сторон его психики. Возрастная периодизация, как известно, не определяет возраст человека, выраженный в годах, а позволяет содержательно характеризовать соответствие психического развития тому или иному возрастному этапу.

Обычно имеет место неравномерность развития разных составляющих психики одного и того же человека. Но в ряде случаев неравномерность психического развития затрудняет адаптацию ребенка (в широком понимании термина адаптация). При рассогласовании биологических и социальных сторон в детском развитии наступают асинхронии, которые приводят к двум крайним ситуациям и множеству промежуточных вариантов: от мягких колебаний индивидуального развития ребенка с общим биологическим и социальным благополучием до крайних вариантов социального и биологического неблагополучия.

Цели и задачи.

Целью программы, представленной в издании, является оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации.

В ходе реализации программы специалистами решаются следующие диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

  1. динамическая диагностика психического развития ребенка в ходе коррекционно-развивающего процесса;
  2. повышение уровня социальной адаптации ребенка при обязательном условии сохранения уникальной индивидуальности личности, что обеспечивает повышение самостоятельности ребенка и его семьи;
  3. формирование и/или развитие социально одобряемых форм поведения, способствующих становлению нравственных ориентиров ребенка;
  4. формирование и/или развитие способов усвоения ребенком социального опыта;
  5. развитие компенсаторных механизмов психики и стратегий совладающего поведения ребенка;
  6. коррекцию и профилактику вторичных нарушений психического развития ребенка;
  7. повышение психолого-педагогической культуры родителей для эффективного взаимодействия в диаде «ребенок — родители»;
  8. формирование и/или развитие у детей базовых знаний и представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности;
  9. формирование и/или развитие у детей игровой и учебной деятельности в соответствии с особенностями возрастного периода развития.

Основное содержание работы.

В программе представлены темы и направления коррекционно-развивающей работы, подобраны коррекционно-развивающие задания и упражнения в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.

С учетом разнообразия возрастных задач развития ребенка индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая работа в рамках программы «Мозаика» структурирована по четырем блокам, соответствующим возрастным этапам. Каждый из блоков включает отдельные модули. В связи с этим для каждого ребенка возможно формирование определенного индивидуального набора модулей из соответствующего возрастного блока. Варьирование модулей возможно как в границах одного дня, так и в масштабе недели, месяца и полугодия.

Содержание издания включает описание работы специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) в рамках следующих модулей:

  1. сенсорное воспитание;
  2. развитие сенсомоторики;
  3. формирование психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению;
  4. формирование элементарных математических представлений;
  5. формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
  6. формирование произносительной стороны речи;
  7. игровая психокоррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
  8. психокоррекция страхов и повышенной тревожности;
  9. коррекция нарушений познавательной деятельности;
  10. формирование физического Я у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  11. нейропсихологическая коррекция дефицитов базовых психических функций;
  12. развитие психологических основ учебной деятельности;
  13. формирование орфографически грамотного письма;
  14. развитие логического мышления;
  15. развитие временных и пространственных представлений;
  16. кинезиологическая коррекция трудностей в обучении;
  17. коррекция нарушений навыка чтения;
  18. коррекция нарушений письма;
  19. формирование психологической основы чтения и письма;
  20. нейропсихологическая коррекция дефицитов базовых
  21. психических функций;
  22. развитие эмоционально-волевой сферы;
  23. групповая психотерапия;
  24. личностное развитие, общение и разрешение конфликтов.

Каждый модуль представлен в издании следующими разделами: пояснительная записка, характеристика целевого контингента, рекомендации по организации работы, учебно-тематический план, содержательное описание модуля, структура занятия, методические рекомендации, комплект методических материалов, список литературы.

Первая часть издания посвящена работе с детьми дошкольного возраста, вторая включает методики для подростков и лиц раннего юношеского возраста.

Результаты.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 0 до 17 лет с проблемами в обучении, развитии и социальной адаптации и успешно используется в настоящее время в ГУ Ярославской области «Центр помощи детям» и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ярославской области.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su