«Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации "Мозаика" (части I и II)» (печатное издание)
Коллектив авторов — сотрудники ГОУ ЯО «Центр помощи детям»:
- Автухова Ольга Аркадьевна, врач-психиатр
- Баранцова Наталья Саввична, учитель-дефектолог
- Белова Лада Игоревна, врач-психиатр
- Беляева Елена Николаевна, учитель-логопед
- Донник Татьяна Анатольевна, педагог-психолог
- Иванова Татьяна Александровна, директор
- Карабань Ольга Михайловна, учитель-дефектолог
- Кочкина Любовь Вадимовна, педагог-психолог
- Крупенникова Ирина Валентиновна, педагог-психолог
- Лебедева Антонина Николаевна, учитель-дефектолог
- Лисенкова Лидия Николаевна, учитель-дефектолог
- Мочалова Ирина Владимировна, врач-психиатр
- Одинцова Елена Юрьевна, учитель-логопед
- Русанова Лилия Сергеевна, заместитель директора
- Сараева Елена Николаевна, учитель-дефектолог
- Семенова Анна Александровна, педагог-психолог
- Сигуля Наталия Валерьевна, педагог-психолог
- Смирнова (Чиркова) Екатерина Викторовна, педагог-психолог
- Солондаев Владимир Константинович, руководитель отдела
Актуальность, научная и практическая значимость.
В основу построения программы, представленной в издании, положена идея периодизации психического развития. Необходимость индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы объясняется прежде всего тем, что физический возраст человека связан с его психическим развитием непрямо. Различные обстоятельства развития человека определяют динамику формирования тех или иных сторон его психики. Возрастная периодизация, как известно, не определяет возраст человека, выраженный в годах, а позволяет содержательно характеризовать соответствие психического развития тому или иному возрастному этапу.
Обычно имеет место неравномерность развития разных составляющих психики одного и того же человека. Но в ряде случаев неравномерность психического развития затрудняет адаптацию ребенка (в широком понимании термина адаптация). При рассогласовании биологических и социальных сторон в детском развитии наступают асинхронии, которые приводят к двум крайним ситуациям и множеству промежуточных вариантов: от мягких колебаний индивидуального развития ребенка с общим биологическим и социальным благополучием до крайних вариантов социального и биологического неблагополучия.
Цели и задачи.
Целью программы, представленной в издании, является оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации.
В ходе реализации программы специалистами решаются следующие диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
- динамическая диагностика психического развития ребенка в ходе коррекционно-развивающего процесса;
- повышение уровня социальной адаптации ребенка при обязательном условии сохранения уникальной индивидуальности личности, что обеспечивает повышение самостоятельности ребенка и его семьи;
- формирование и/или развитие социально одобряемых форм поведения, способствующих становлению нравственных ориентиров ребенка;
- формирование и/или развитие способов усвоения ребенком социального опыта;
- развитие компенсаторных механизмов психики и стратегий совладающего поведения ребенка;
- коррекцию и профилактику вторичных нарушений психического развития ребенка;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей для эффективного взаимодействия в диаде «ребенок — родители»;
- формирование и/или развитие у детей базовых знаний и представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности;
- формирование и/или развитие у детей игровой и учебной деятельности в соответствии с особенностями возрастного периода развития.
Основное содержание работы.
В программе представлены темы и направления коррекционно-развивающей работы, подобраны коррекционно-развивающие задания и упражнения в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.
С учетом разнообразия возрастных задач развития ребенка индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая работа в рамках программы «Мозаика» структурирована по четырем блокам, соответствующим возрастным этапам. Каждый из блоков включает отдельные модули. В связи с этим для каждого ребенка возможно формирование определенного индивидуального набора модулей из соответствующего возрастного блока. Варьирование модулей возможно как в границах одного дня, так и в масштабе недели, месяца и полугодия.
Содержание издания включает описание работы специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) в рамках следующих модулей:
- сенсорное воспитание;
- развитие сенсомоторики;
- формирование психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
- формирование произносительной стороны речи;
- игровая психокоррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
- психокоррекция страхов и повышенной тревожности;
- коррекция нарушений познавательной деятельности;
- формирование физического Я у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- нейропсихологическая коррекция дефицитов базовых психических функций;
- развитие психологических основ учебной деятельности;
- формирование орфографически грамотного письма;
- развитие логического мышления;
- развитие временных и пространственных представлений;
- кинезиологическая коррекция трудностей в обучении;
- коррекция нарушений навыка чтения;
- коррекция нарушений письма;
- формирование психологической основы чтения и письма;
- нейропсихологическая коррекция дефицитов базовых
- психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- групповая психотерапия;
- личностное развитие, общение и разрешение конфликтов.
Каждый модуль представлен в издании следующими разделами: пояснительная записка, характеристика целевого контингента, рекомендации по организации работы, учебно-тематический план, содержательное описание модуля, структура занятия, методические рекомендации, комплект методических материалов, список литературы.
Первая часть издания посвящена работе с детьми дошкольного возраста, вторая включает методики для подростков и лиц раннего юношеского возраста.
Результаты.
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 0 до 17 лет с проблемами в обучении, развитии и социальной адаптации и успешно используется в настоящее время в ГУ Ярославской области «Центр помощи детям» и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ярославской области.