- Стебенева Наталия Викторовна
педагог-психолог, МБДОУ №107 г. Липецка, (Липецк)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В последнее время сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с аддиктивным поведением. Задача педагогов образовательных учреждений состоит в том, чтобы сформировать у несовершеннолетних негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табака.
Необходимо научить учителей проводить классные часы, родительские собрания, педагогические советы с использованием интерактивных технологий, позволяющих посредством диалога осуществлять взаимодействие учителя с обучающимися, родителями, коллегами.
Такой вид общения способствует взаимодействию, взаимопониманию, совместному решению и принятию значимых для каждого участника задач. В связи с этим у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли и чувства.
При такой организации работы участники не только выражают свое мнение, но и учатся уважать мнения других, делать обоснованные заключения и выводы.
Научная значимость:
- конкретизировано понятие «аддиктивное поведение»;
- определены современные подходы, уровни и стратегии антинаркотической профилактической работы среди детей и молодежи;
- определена сущность и содержание системы организации работы образовательного учреждения по профилактике и предупреждению аддиктивного поведения подростков;
- разработана и апробирована система занятий, направленных на профилактику и предупреждение аддиктивного поведения.
Теоретическая значимость. Расширение научного представления о психологических аспектах профилактики аддиктивного поведения у подростков, посредством интеграции взаимодействия между подростками, родителями и педагогами.
Практическая значимость. Совершенствование психолого-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения у подростков.
Цели и задачи.
Цель проекта — отработка индивидуальной стратегии и тактики эффективного конструктивного психолого-педагогического взаимодействия с коллегами, учащимися, родителями и ближайшим окружением с целью оздоровления условий жизнедеятельности в семье и школе.
Задачи проекта:
- Привлечение педагогических работников к деятельности по первичной профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся и их родителей посредством использования инновационных, интерактивных технологий.
- Расширение приемов и методов профилактической антинаркотической работы.
- Формирование творческой группы педагогов для осуществления постоянной антинаркотической работы с обучающимися и их родителями.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Участники проекта: педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных учреждений области.
Форма организации и проведения:
- мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ;
- практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций.
Специфика занятий. Эффективность зависит от степени заинтересованности, инициативности и желания педагогов научиться новым формам работы с обучающимися по профилактике вредных привычек, а также от высокого эмоционального подъема ведущего, что позволяет добиться положительной динамики и способствует личностному росту участников группы.
Данный проект включает образовательный и просветительский компоненты и состоит из 4-х этапов:
- Введение в тренинговую программу.
- Информационно-образовательный модуль.
- Интерактивный модуль.
- Обобщение результатов тренинговой работы.
На 1 этапе ведущий сообщает о цели тренинга, информирует о режиме работы (перерывы, дополнительная информация). Тренинг традиционно начинается с представления ведущего и участников (по кругу), обмена своим состоянием и настроением, выработке правил работы группы. После этого предлагаются упражнения на снятие напряжения и расширение представлений участников друг о друге, что позволяет создать атмосферу, располагающую к сотрудничеству, доверию и открытости.
2 этап включает в себя теоретические аспекты работы образовательного учреждения по профилактике употребления ПАВ в детско-подростковой среде.
3 этап — это практико-ориентированное обучение интерактивным методам психолого-педагогического воздействия.
4 этап — подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Интеграция опыта, полученного в ходе программных мероприятий.
Результаты, выводы.
В 2012 году по данному проекту прошли обучение 160 педагогов в рамках Областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2012».
Результаты работы способствовали повышению профессиональной компетенции педагогических работников в области профилактики ПАВ и применения интерактивных технологий с детьми и родителями. Разработанная программа способствует пониманию педагогами необходимости и значимости ведения систематической антинаркотической работы по первичной профилактики аддиктивного поведения со всеми участниками образовательного процесса.
У педагогов после проведения работы по проекту:
- сложилось четкое представление о системе организации работы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся;
- повысилась мотивация к проведению работы по профилактике ПАВ с использованием интерактивных технологий;
- укрепилась уверенность в собственных воспитательных возможностях;
- сформировались начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний