«Программа психологического сопровождения внедрения новых ФГОС» (программа психологического сопровождения)
Актуальность проекта.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Данной программой учитывалось, что новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим в программе учитывалось, что важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Также учитывалось, что введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Данная программа актуальна в связи с тем, что она позволит выявить затруднения в учёбной и социальной сферах жизни обучающихся в переходный период, предотвратить конфликтные ситуации, нарушения в поведении, снизить уровень тревожности, беспокойства в учебных ситуациях, строить индивидуальную и дифференцированную работу с учётом изменяющихся условий учебной ситуации, возрастных особенностей и потребностей детей.
Программа составлена на основе пособий «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» под редакцией А.Г. Асмолова, «Психология. 1–4 классы. Развивающие занятия» Д.А. Глазунова, «90 уроков психологического развития младших школьников» Н.П. Локаловой.
Реализация программы предполагает совместную работу психолога, социального педагога, классных руководителей, педагогов-предметников и родителей. Проблемы, требующие разрешения рассматриваются на заседаниях школьного психолого-медико-педагогического консилиума, заседаниях «круглого стола» заинтересованных лиц.
Цели и задачи.
Основная цель данной программы: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в период их адаптации к школе, создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и развития личности детей, сохранения их физического и психического здоровья в условиях внедрения ФГОС.
В соответствии с целью в программе определены следующие задачи:
- Психолого-педагогическое изучение школьников в период их адаптации.
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся и динамику их психологического развития в процессе обучения.
- Обеспечение полноценного личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе, создание социально-психологических условий, как для развития личности детей, так и для их полноценного обучения.
- Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Основными направлениями работы педагога-психолога в рамках представленной программы являются: диагностико-аналитическая, просветительская, консультационная, коррекционно-развивающая, профилактическая, организационно-методическая деятельность.
В качестве методического обеспечения предлагаются: диагностические тесты, тренинговые упражнения, психологические игры, развивающие творческие задания, упражнения по развитию познавательной сферы, арт-терапия, релаксация.
Коррекционно-развивающий блок программы рассчитан на 20 занятий в соответствии с возрастом обучающихся, длительность которых составляет 30 минут.
По завершению программы предполагается, что обучающиеся будут эмоционально положительно воспринимать процесс обучения; научатся ставить перед собой цель и последовательно, произвольно, используя внутренний план действий, двигаться к её реализации; эффективно сотрудничать с одноклассниками и учителями при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; освоить новую социальную роль обучающегося; владеть регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными.
Эффективность программы определяется с помощью таких методик, как «Мотивация обучения» Н. Лускановой и М. Гинзбург, «Тестом тревожности» Филипса, «Эмоциональное состояние» Н. Лутошкина, «Графический диктант» Д. Эльконина, тестом готовности к обучению в школе Н. Семаго, М. Семаго, тестом «Интеллектуальные способности» Э. Замбацявичене, тестом «Изучение уровня сотрудничества в классном коллективе» В. Сергеева, «Социометрия» Ж. Морено и другими.
Для педагогов в рамках реализации данной программы предусмотрен цикл семинаров-практикумов по теме «Эффективное взаимодействие с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми», для родителей цикл собраний во различным вопросам воспитания детей.
Результаты.
Диагностика (первичная и промежуточная), по программе психологического сопровождения обучающихся в рамках внедрения ФГОС показала положительную динамику результатов в соответствии с поставленными задачами, что, несомненно, свидетельствует об эффективности работы по данной программе.