«Программа по формированию толерантного сознания и поведения подростков "Способы разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде"» (программа групповых занятий)
Программа формирования толерантного сознания и поведения подростков «Способы разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде» составлена специалистами МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Журавушка» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан методистом Ахметдиновой А.Р., социальным педагогом Нафиковой Л.Ф. под руководством педагога-психолога высшей категории Казбан Н.В.. Рецензирована кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета им.М. Акмуллы» Цилюгиной И.Б. и рекомендована для практического использования в образовательных учреждениях района.
Программа утверждена протоколом педагогического совета №1 от 04.09.2011 г.
Актуальность, научная и практическая значимость.
Проблема частых конфликтов в подростковой среде всегда оставалась актуальной. Подростки в силу своего возрастного развития подвержены конфликтным ситуациям. И школа, семья не всегда могут справиться с этой проблемой, часто нужна социально-психологическая помощь специалистов социально-психологической службы. Сегодня мы все чаще констатируем, что жестокость и агрессия все более укореняются в школе. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, сформировать в растущем человеке гуманистическую направленность личности, мировоззрение ненасилия. Именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтности, социальной изолированности, позитивному или заведомо негативному отношению к другому. В подростковой среде конфликтные ситуации возникают довольно часто, в силу возрастных особенностей. Данная программа направлена на обучение подростков позитивным способам разрешения конфликтных ситуаций. В этом её актуальность и практическая значимость. Программа имеет научную значимость: она дает возможность отследить результативные формы профилактической работы в подростковой среде, совершенствовать их пошагово, обобщить и рекомендовать для практического использования в работе социальных педагогов, педагогов-психологов и классных руководителей во всех образовательных учреждениях, где есть необходимость.
Содержание проекта.
Программа состоит из 6 занятий интерактивных форм, которые проводятся 1 раз в неделю методом погружения в одном классе с обучающимися 7-8 классов (по усмотрению образовательного учреждения), продолжительность занятий — 45 минут. Темы занятий:
- Занятие №1. Вводное. Входное тестирование
- Занятие №2 «Культура поведения в конфликтной ситуации»
- Занятие №3 «Учись владеть собой!»
- Занятие №4 «Умение прощать. Это слабость или сила?»
- Занятие №5 «Терпение и труд все перетрут»
- Занятие №6 «Умей защищаться»
- Занятие №7« Пути выхода из конфликта»
- Занятие №8. Итоговое. Выходное тестирование
Апробирование программы проходило в 2011–2012 учебном году. По согласованию с администрацией отдела образования района, первое апробирование программы осуществлялось в 7–8 классах в общеобразовательных школах №56 (8 класс) и №70 (7 класс) в течение 1 учебной четверти. В классах был напряженный социально-психологический климат, подростки не могли найти общий язык друг с другом, имели место быть частые драки и разборки. Результаты входного тестирования подтвердили характеристику класса, данную классным руководителем и социальным педагогом.
Выходная диагностика показала тенденцию к позитивным изменениям в системе взаимоотношений в классе. Уровень конфликтности несколько стабилизировался, главное — подростки с удовольствием занимались, просили продолжения. Некоторые занятия продолжались и после звонка, потому что многим хотелось высказаться, пытались разрешить ситуации, которые сложились в классе, в их окружении в социуме.
После первого апробирования в программу были внесены коррективы: поменяли структуру некоторых занятий, заменили некоторые игры и упражнения. Повторное апробирование проведено в 3 учебной четверти на базе тех же школ, но в других классах. Данные выходной диагностики также показали тенденцию к позитивным изменениям в системе взаимоотношений в классе. Уровень конфликтности несколько стабилизировался.
Результаты, выводы.
Специалистами Центра на практике доказано, что данная программа жизнеспособна, результативна и может быть рекомендована для использования в системе внеклассной воспитательной работы социальных педагогов и классных руководителей образовательных учреждений Калининского района города Уфы.