«Психолого-педагогическая программа усовершенствования качества образования в Оренбургском государственном университете»
Актуальность и социальная значимость
В настоящее время во всём мире, особенно в наиболее развитых странах, большое внимание уделяется качеству человеческого потенциала, человеческого образования. Необходимо совершенствование одновременно как составных частей высшего образования, так и так и самого института высшего образования как единого организма, функционирующего в качестве самостоятельной системы. Качество образования становится одной из главных задач, которые необходимо решать системе образования.
Существует целый ряд современных определений качества, развиваемых в рамках новых наук. Однако современные трактовки категории качества не исчерпываются единственным определением. Это обусловлено чрезвычайной сложностью понятия качества, разнообразием его субстратных носителей, различиями в индивидуальном восприятии качества, его свойств разными людьми, группами, обществом.
Именно поэтому возникает необходимость определить условия, которые обеспечат продуктивное управление качеством образовательного процесса в ВУЗе. Такими условиями могут выступать: расширение инновационной деятельности, внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, приводящих к его качественному обновлению, включенность преподавателей в инновационную деятельность, совершенствование механизмов аттестации преподавательского состава, повышение личной ответственности педагога и студента за качество результатов образования.
Цель
Усовершенствование качества образовательного процесса на кафедре «Социальная психология»
Структура программы
• Проанализировать мнения и представления студентов о качестве образовательного процесса (2009-2010г.);
• Выяснить основные условия, улучшающие качество образовательного процесса (2009-2010г.);
• Разработать практические рекомендации по улучшению качества образовательного процесса (2010-2011г.);
• Внедрить рекомендаций в образовательный процесс (2010-2011г.).
Результаты, выводы
За период 2009-2010г. было проведено исследование, касающиеся вопросов качества образования, затем были выработаны рекомендации, стимулирующие повышение качества образовательного процесса на кафедре. Наблюдается значительное повышение самостоятельной, креативной, учебой, научной активности студентов с 1 по 5 курс.
Анастасия Викторовна Суслина с 2007 г. - преподаватель Оренбургского Государственного Университета, ф-та Гуманитарных и социальных наук, кафедры «Социальная психология»; аспирант заочной формы обучения; ведущий тренер Оренбургского тренингового центра «ШЭН»; психолог отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; практический психолог с 2002 г.; имеет II квалификационную категорию. Основное направление деятельности: работа с кризисными состояниями.
Имеет следующие опубликованные работы: статья в сборнике III Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск 2010: «Качество высшего образования студентов как психолого-педагогическая проблема»; статья в сборнике III всероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы психологии активности личности», Краснодар 2010: «Активная старость»; статья в сборнике «Социальный мир человека», Ижевск 2010; публикация в Международном сборнике статей «Семья и личность: проблемы взаимодействия», Ижевск2010: «Проблемы взаимодействия человека пожилого возраста в семье». Является разработчиком и ведущим таких тренингов как: «NLP- тактик», «В школу с радостью», «Истинная женщина», «Командообразование», «Эффективные переговоры», «Тренинг продаж», «Рождение Мечты», «Мудрость тела»; работа по реализации программы активизации личностного потенциала женщин пожилого возраста «Золотая Осень»; работа по созданию и реализации программы «Освобождение».
Елена Александровна Трифонова - с 2005 г. преподаватель Оренбургского Государственного Университета, ф-та Гуманитарных и социальных наук, кафедры «Социальная психология»; соискатель. Основная сфера интересов: проблема ценностей и ценностных ориентаций личности. участвовала в семинаре «Современная профилактика девиантного поведения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков» на базе ООКНД, а также "Организационное консультирование" института психотерапии и консультирования "Гармония", г. Санкт-Петербург, 2008 г.; и в семинаре «Семья» института семейной терапии г. Новосибирск, 2010 г. Также Трифонова Е.А. являлась участником гранта (2004–2006 гг.), выполненном при поддержке Фонда РГНФ и администрации Оренбургской области "Лидеры как носители гендерных и этнических стереотипов и формирование межкультурных отношений у жителей Оренбуржья". Имеются свидетельства, сертификаты, и благодарности, занесенные в трудовую книжку. Трифонова имеет более 20 публикаций, некоторые из них статья в сборнике III Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск 2010: «Качество высшего образования студентов как психолого-педагогическая проблема»; статья в сборнике IIIвсероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы психологии активности личности», Краснодар 2010: Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки. Оренбург 2010.