«Профилактика профессионального психоэмоционального выгорания педагога» (педагогический проект (методическая разработка))
Актуальность.
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения — педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства. Такой педагог за 15–20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом, широкой ориентировкой в своей области. За это время педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.
Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания. Под этим понятием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Проявляется оно в профессиях социальной сферы, т.е. в том числе и у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.
Краткая аннотация проекта.
В ОКГОУ СКОШ № 39 VIII был разработан и успешно реализован проект «Профилактика профессионального психоэмоционального выгорания педагогов». Руководителем проекта являлась педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Воецкая Лариса Михайловна Проект был рассчитан на 9 месяцев: с марта 2012 по декабрь 2012 г.
Для школы проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:
- эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой);
- деперсонализация, циничное отношение к труду и его объектам (часто педагоги воспринимали коллег, родителей и детей не как живых людей со всеми их проблемами, а как «станок», у которого надо отработать смену; отсюда — бесчувственное, порой негуманное отношение друг к другу, родителям, детям);
- редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).
Гипотеза проекта заключалось в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания, позволит:
- качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность);
- а также позволит развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.
Цели и задачи.
Целью проекта являлось предупреждение возникновения и коррекция данного синдрома у педагогов школы. Цель предполагалось достичь через решение следующих задач:
- формирование у педагогов позитивного отношения к работе;
- повышение у педагогов уровня научно-методического творчества;
- гармонизация взаимоотношений между коллегами;
- повышение мотивации к профессиональной деятельности;
- коррекционная работа с педагогами, имеющих данный синдром.
Реализация проекта.
Участниками проекта являлись педагоги учреждения: 28 педагогов, 2 воспитателя. Средний стаж работы — 12 лет, средний возраст — 37 лет.
Ожидаемый результат по окончанию реализации проекта — это дружная, сплоченная, работоспособная и конкурентноспособная команда педагогов.
На первом этапе, цель которого была формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено:
- диагностика по методике Бойко «Исследование эмоционального выгорания» (см. Приложение 1). Предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими ситуациями подтвердились: в результате диагностики был выявлен 1 педагог с наличием уже сформированного синдрома, 2 педагога — с синдромами в различных стадиях формирования;
- дискуссия «Плюсы и минусы профессии “педагог”», на которой в сравнении с другими профессиями (а именно с профессиями врача, бухгалтера, продавца, рабочего и, даже, начальника крупной фирмы) были выделены все плюсы и минусы профессии «педагог коррекционного учреждения». Порадовало, что плюсов оказалось все-таки больше;
- тренинг «Моя профессия — педагог!», на котором педагоги и специалисты развивали уверенность в себе как в педагогах через шуточные упражнения, игры, а также решение реальных проблемных ситуаций.
Так как наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности, на втором этапе была поставлена цель: развитие профессиональных качеств, совершенствование социально-психологической культуры.
На этом этапе были проведены:
- для педагогов-стажистов — круглый стол «Мы — профессионалы», на котором педагоги, имеющие стаж работы более 15 лет, обменялись мнениями о том, как можно эффективнее передавать свой опыт молодым (а именно: через взаимопросмотры занятий, индивидуальные консультации, частные беседы, помощь в подготовке к различным мероприятиям, помощь в виде методического обеспечения и т.д.;
- тренинг «Бесконфликтное общение», на котором педагоги познакомились со структурой конфликтов, с возможными причинами их возникновения, а также увидели, как можно выйти из конфликтной ситуации с минимальным ущербом для себя и для окружающих;
- консультация «Профессиональный имидж педагога ».
В процессе реализации всего проекта проводились, естественно, мероприятия по плану школы, плана педагога-психолога, плану взаимодействия с ЦНМО, ПМПС-Центром. А также прошли ряд оздоровительных и развлекательных мероприятий (корпоративные праздники, посвященные Дню Учителя, Новому году и 8 марта).
С целью коррекционной работы с педагогами с наличием синдрома проводились еженедельные аутогенные тренировки (см. Приложение 2), рефлексия деятельности и релаксация.
На третьем этапе за круглым столом педагоги отрефлексировали, ответив для себя на вопросы: «Что во мне изменилось? Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?»
В конце декабря планировалось завершение реализации проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов».
Была проведена итоговая диагностика с целью выявления изменений в проявлении уровня выгорания педагогов.
Заключение.
Результаты итоговой диагностики оказались даже более, чем хорошие: ни у одного педагога наличие синдрома выявлено не было.
Перспективы совершенствования результатов проекта:
- на уровне школы: дальнейшая работа в школе по профилактике профессионального эмоционального выгорания, индивидуальная работа;
- на уровне города: обмен опытом по теме;
- мастер-класс.
Дальнейшее развитие проекта. В будущем проект будет развиваться по направлению психодиагностики. Для учителей будут разработаны удобные анкеты, позволяющие определить актуальные уровень эмоционального выгорания. По направлению психопрофилактики наш проект будет дополняться новыми формами работы с педагогами: проведение тренингов, мастер-классов, семинаров и конференций. Информация об эффективности профилактических мероприятий будут представлены в сборниках научных трудов, в сети Интернет.