Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Профилактика профессионального психоэмоционального выгорания педагога» (педагогический проект (методическая разработка))


Актуальность.

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения — педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства. Такой педагог за 15–20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом, широкой ориентировкой в своей области. За это время педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.

Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания. Под этим понятием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Проявляется оно в профессиях социальной сферы, т.е. в том числе и у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

Краткая аннотация проекта.

В ОКГОУ СКОШ № 39 VIII был разработан и успешно реализован проект «Профилактика профессионального психоэмоционального выгорания педагогов». Руководителем проекта являлась педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Воецкая Лариса Михайловна Проект был рассчитан на 9 месяцев: с марта 2012 по декабрь 2012 г.

Для школы проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:

  • эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой);
  • деперсонализация, циничное отношение к труду и его объектам (часто педагоги воспринимали коллег, родителей и детей не как живых людей со всеми их проблемами, а как «станок», у которого надо отработать смену; отсюда — бесчувственное, порой негуманное отношение друг к другу, родителям, детям);
  • редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).

Гипотеза проекта заключалось в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания, позволит:

  • качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность);
  • а также позволит развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.

Цели и задачи.

Целью проекта являлось предупреждение возникновения и коррекция данного синдрома у педагогов школы. Цель предполагалось достичь через решение следующих задач:

  • формирование у педагогов позитивного отношения к работе;
  • повышение у педагогов уровня научно-методического творчества;
  • гармонизация взаимоотношений между коллегами;
  • повышение мотивации к профессиональной деятельности;
  • коррекционная работа с педагогами, имеющих данный синдром.

Реализация проекта.

Участниками проекта являлись педагоги учреждения: 28 педагогов, 2 воспитателя. Средний стаж работы — 12 лет, средний возраст — 37 лет.

Ожидаемый результат по окончанию реализации проекта — это дружная, сплоченная, работоспособная и конкурентноспособная команда педагогов.

На первом этапе, цель которого была формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено:

  • диагностика по методике Бойко «Исследование эмоционального выгорания» (см. Приложение 1). Предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими ситуациями подтвердились: в результате диагностики был выявлен 1 педагог с наличием уже сформированного синдрома, 2 педагога — с синдромами в различных стадиях формирования;
  • дискуссия «Плюсы и минусы профессии “педагог”», на которой в сравнении с другими профессиями (а именно с профессиями врача, бухгалтера, продавца, рабочего и, даже, начальника крупной фирмы) были выделены все плюсы и минусы профессии «педагог коррекционного учреждения». Порадовало, что плюсов оказалось все-таки больше;
  • тренинг «Моя профессия — педагог!», на котором педагоги и специалисты развивали уверенность в себе как в педагогах через шуточные упражнения, игры, а также решение реальных проблемных ситуаций.

Так как наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности, на втором этапе была поставлена цель: развитие профессиональных качеств, совершенствование социально-психологической культуры.

На этом этапе были проведены:

  • для педагогов-стажистов — круглый стол «Мы — профессионалы», на котором педагоги, имеющие стаж работы более 15 лет, обменялись мнениями о том, как можно эффективнее передавать свой опыт молодым (а именно: через взаимопросмотры занятий, индивидуальные консультации, частные беседы, помощь в подготовке к различным мероприятиям, помощь в виде методического обеспечения и т.д.;
  • тренинг «Бесконфликтное общение», на котором педагоги познакомились со структурой конфликтов, с возможными причинами их возникновения, а также увидели, как можно выйти из конфликтной ситуации с минимальным ущербом для себя и для окружающих;
  • консультация «Профессиональный имидж педагога ».

В процессе реализации всего проекта проводились, естественно, мероприятия по плану школы, плана педагога-психолога, плану взаимодействия с ЦНМО, ПМПС-Центром. А также прошли ряд оздоровительных и развлекательных мероприятий (корпоративные праздники, посвященные Дню Учителя, Новому году и 8 марта).

С целью коррекционной работы с педагогами с наличием синдрома проводились еженедельные аутогенные тренировки (см. Приложение 2), рефлексия деятельности и релаксация.

На третьем этапе за круглым столом педагоги отрефлексировали, ответив для себя на вопросы: «Что во мне изменилось? Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?»

В конце декабря планировалось завершение реализации проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов».

Была проведена итоговая диагностика с целью выявления изменений в проявлении уровня выгорания педагогов.

Заключение.

Результаты итоговой диагностики оказались даже более, чем хорошие: ни у одного педагога наличие синдрома выявлено не было.

Перспективы совершенствования результатов проекта:

  • на уровне школы: дальнейшая работа в школе по профилактике профессионального эмоционального выгорания, индивидуальная работа;
  • на уровне города: обмен опытом по теме;
  • мастер-класс.

Дальнейшее развитие проекта. В будущем проект будет развиваться по направлению психодиагностики. Для учителей будут разработаны удобные анкеты, позволяющие определить актуальные уровень эмоционального выгорания. По направлению психопрофилактики наш проект будет дополняться новыми формами работы с педагогами: проведение тренингов, мастер-классов, семинаров и конференций. Информация об эффективности профилактических мероприятий будут представлены в сборниках научных трудов, в сети Интернет.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su