- Шейко Валентина Владимировна
педагог-психолог, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр технического творчества (МАОУ ДОД ЦТТ), (Муравленко)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Идея. Культура здоровья человека присуща любому народу, она хранится и воспитывается в традициях, оказывающих глубокое влияние на личность. Традиции обладают историческими корнями. Это бесценный источник знаний о способах сохранения красивой, правильной осанки обладающих генетической памятью народа, близких его психологии.
Актуальность. Здоровье формируется в детстве, когда молодой организм растёт и развивается. При оценке здоровья детей и подростков наравне с психическим развитием большое значение имеет развитие физическое. О его состоянии позволяют судить рост и осанка.
С самого раннего возраста большое внимание уделяется психологическим аспектам обучения: развитию интеллектуально-творческих способностей и укрепление психики детей. В недалёком прошлом в обучении обязательно учитывались физиологические закономерности физического развития ребёнка. Сегодня же практическое использование этих знаний вытеснено из образовательных учреждений в сферу здравоохранения.
В физическом и в психическом развитии детей и подростков выделяются особые периоды, называемые критическими, то есть чувствительными к воздействиям внешних факторов. Один из них приходится на подростковый возраст 11-12 лет. По результатам медицинских обследований в 2008–2011 годах среди школьников нашего города этого возраста, количество которых составило 2431 человек, обнаружено 683 случая нарушений осанки. А наши наблюдения говорят и о том, что часто подростки не придают этому большого значения.
В Центре поведено исследование, которое выявило связь между влиянием внешних факторов и нежелательными изменениями в осанке подростков в этом возрасте. Результаты исследования обнажили новую проблему: сохранение физического здоровья подростков и противоречия между необходимостью сохранения правильной осанки и отсутствием у детей личностных навыков предупреждения нежелательных изменений в ней.
Научная и практическая значимость. Формирование качественных знаний о человеке, оказывающих влияние на образ жизни молодого поколения. Максимальная приближенность знаний к жизни и лёгкость их в применения на практике.
Цели и задачи.
Цель: формирование навыков осознанного сохранения правильной осанки в подростковой среде на основе национальных традиций культуры здоровья.
Задачи:
- Подготовить инструкторов из числа подростков, готовых к ответственным действиям по передаче полученного опыта сохранения правильной и красивой осанки.
- Провести с подростками Центра мероприятия по передаче инструкторами опыта самостоятельной работы над осанкой.
- Отследить эффективность проведённой работы, сравнив состояние осанки подростков до и после проведенных мероприятий.
Содержание и реализация этапов проекта
Этапы реализации проекта.
I. Организационные мероприятия: создание круга единомышленников в подростковой среде обучающихся Центра (15 сентября — 31 октября 2011 г.)
1. Семинар: принципы волонтёрства и инструкторская деятельность
Площадка «Что значит быть волонтёром?»
- Волонтёр — это… (значение слова «волонтёр», понятие «волонтёрство»)
- Краткая история волонтёрства (скауты, пионеры).
- Волонтёрство 2011 (волонтёрское движение в мире, России, в нашем городе).
Площадка «Хочу стать инструктором»
- Кто такой инструктор? (В чём заключается смысл инструкторской деятельности).
- Спросите у инструктора (знания и умения, которыми обладает инструктор).
- Быть инструктором значит… (Личностные качества, владение знаниями, умениями, навыкам; ответственность).
2. Деловая игра-самопрезентация «Представь, что ты инструктор по…»
Задачи: дать ребятам возможность проявить себя в роли инструктора, смоделировав деятельность по одному из заданных направлений (сёрфинг, плавание, прыжки с парашютом и т.д.), на основе полученной информации и собственного представления о выбранном направлении.
3. Лекторий: всё об осанке.
Содержание:
- Понятие «осанка»
- Устройство позвоночника, гендерные (половые) особенности.
- Причины нарушения осанки.
- Типы нарушения осанки.
- Значение осанки для здоровья человека.
II. Подготовительные мероприятия: подготовка инструкторов из числа подростков (1 ноября 2011 –16 января 2012 г.)
1. Исторический экскурс: знакомство со славянской культурой здоровья
Содержание:
- Откуда всё начиналось (истоки славянской культуры здоровья).
- Самобытность народа в традициях культуры здоровья славян (отличительные особенности славянам, способы оздоровления, закрепленные в народных традициях, с чем связана (обусловлена) культура женского, мужского, детского здоровья).
2. Практикум по освоению способов измерения состояния осанки
Содержание:
- Знакомство с методом измерения осанки, закрепление умения на практике.
- Изучение состояния осанки у обучающихся подростков Центра.
3. Практическое освоение славянской техники сохранения правильной и красивой осанки для девочек.
Содержание:
- Знакомство и представление техники «Стоячая вода».
- Освоение техники «Стоячая вода».
4. Практическое освоение славянской техники сохранения правильной и красивой осанки для мальчиков.
Содержание:
- Знакомство и представление техники «Ратник».
- Освоение техники «Ратник».
5. Знакомство с восточной системой сохранения здоровья «Йога».
Содержание:
- Краткая история формирования системы «Йога».
- Виды йоги.
- Хатха-йога.
6. Освоение восточной техники сохранения правильной и красивой осанки «Хатха-йога».
- Знакомство и представление техники Хатха-йога.
- Освоение техники Хатха-йога.
7. Школа выбора: работа инструкторов в группах по выбору.
Этапы:
- Обсуждение, обмен мнениями, пережитыми впечатлениями.
- Оказание помощи будущим инструкторам при затруднении в выборе техники оздоровления осанки для дальнейшей деятельности.
- Окончательный выбор техники оздоровления для ведения инструкторской деятельности.
- Присвоение звания инструктора одной из техник работы над осанкой: «Стоячая вода», «Ратник», «Хатха- йога».
III. Работа инструкторов в группах по выбору (1 февраля — 30 марта 2012 г.)
1. Театрализованное информационное представление «Живой журнал "Здоровье"».
Краткое содержание.
Действия представления смоделированы по типу известной телепередачи «Здоровье». Центральную часть представления занимает интерпретация на тему: всё об осанке, по мотивам сказки «Карлик нос».
2. Презентация
- Просмотр видеоматериалов, посвящённых культуре здоровья человека.
- Представление инструкторами техник оздоровления и сохранения осанки обучающимся Центра.
3. Формирование групп по выбору из обучающихся Центра.
4. Работа инструкторов по освоению техники в группе «Стоячая вода».
5. Работа инструкторов по освоению техники в группе «Ратник».
6. Работа инструкторов по освоению техники в группе «Хатха-йога».
VI. Подведение итогов проделанной работы (7 марта 2012 г.)
Школа правильной и красивой осанки.
- Приветствие новых «учеников».
- Представление индивидуальных результатов участников групп по выбору.
- Игровые испытания на звание «лучшая осанка Центра».
- Формирование новой группы будущих инструкторов.
Результаты и выводы.
Результаты. 100% участников проекта освоили навыки сохранения правильной осанки, 65% выразили желание участвовать в следующих проектах. Повышение интереса детей к национальным традициям, инициативности, продолжение волонтёрской работы после завершения проекта, личная ответственность, самостоятельность.
Выводы. В пространстве проекта объединены различные направления работы: возрождение наследия культуры здоровья славянских народов и востока, волонтёрство, формирование здорового образа жизни, личностных компетенций у детей. Благодаря широте охвата проект вовлёк в работу широкий круг ребят и достиг поставленной цели.