«Обновление мира начинается с себя!» (программа формирования навыков самопрезентации у педагогов образовательных учреждений посредством использования интерактивных техник)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Проблема самопрезентации личности является весьма актуальной в современной психологической практике. Публичный образ любого человека сравним с многослойным пирогом, приготовленным из смеси ингредиентов: имени, собственной символики, внешнего облика, поведения, личных качеств, особенностей. Начинка же состоит из массовых стереотипов, универсальных символов и индивидуальных ассоциаций. Для того чтобы начинка была вкуснее, а личность успешнее, можно попытаться избавиться от стереотипов, нарушающих представление о нас. Или поступить мудрее: заняться развитием собственных навыков самопрезентации — эффективной подачи себя.
Само понятие «самопрезентация» является настолько противоречивым, что в литературе заявлено несколько его определений: это и «форма коммуникаций со множеством препятствий» (И.А. Андреева), и «умение, выполняя учебную задачу, чувствовать себя хорошо и предъявлять собственную индивидуальность эффективно и органично» (Е.Н. Михайлова), и даже «танец между выраженностью, неповторимостью человека и деловыми рамками; возможность получить удовольствие за счет организации, перевыполнив все поставленные ею задачи» (Л.М. Кроль). Преимущества успешной самопрезентации заключаются в представлении о себе с использованием желаемой информации, в самоконтроле при проявлении ситуативных неожиданных эмоций, в умении находить способы взаимодействия с окружающими.
Согласитесь, не все представители сферы образования могут с уверенностью сказать, что способны эффективно общаться и с коллегами, и администрацией, и с родителями детей. Практика показывает, что педагогам свойственны некоторые качества, препятствующие налаживанию успешного делового общения, а, следовательно, мешающие успешной самопрезентации:
- слабая стрессоустойчивость;
- боязнь публичных выступлений;
- низкая самооценка;
- склонность к эмоциональному выгоранию;
- недостаточность психологических знаний по формированию имиджа, использованию невербальной коммуникации, техник активного влияния на собеседника.
Мы предлагаем рассмотреть проблему формирования навыков самопрезентации у педагогов через призму делового общения, используя в качестве методов обучения интерактивные техники (деловые, творческие, ролевые игры, игры-проектирования, дискуссии, игры-самопредставления), реализуемые в ходе специально организованного управляемого процесса взаимодействия, направленного на акцентирование личностных достижений каждого участника группы в режиме совместной активной деятельности (тренинга).
Широкий спектр техник интерактивного обучения позволяет продуктивно использовать их при формировании навыков самопрезентации, поскольку их участник — не просто потребитель, а искатель; чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Интерактивные техники предполагают активизацию познавательной деятельности участников занятий, а также обеспечивают их активное межличностное взаимодействие.
Теоретическая основа проблемы формирования навыка самопрезентации индивида посредством активного межличностного взаимодействия базируется на работах И. Гофмана, М. Снайдера, И. Джонса. Российские исследования в этой области принадлежат Е.А. Доценко, Ю.М. Жукову, Е.Н. Михайловой.
Основное содержание работы.
Итак, процесс формирования навыков самопрезентации педагогов через использование интерактивных техник включает в себя реализацию следующих этапов:
1. Установочно-мотивационный этап.
Цель: разъяснение участникам реализации программы необходимости формирования навыков успешной самопрезентации, формирование у них устойчивой мотивации к дальнейшему тренинговому взаимодействию. Содержание этапа: проведение творческого семинара «Самопрезентация в образовательном пространстве».
2. Аналитико-диагностический этап.
Цель: определение факторов, способствующих / препятствующих успешной самопрезентации у педагогов. Содержание этапа: реализация диагностического инструментария (определение уровня эмоционального выгорания; уровня ситуативной, личностной тревожности и самооценки; выявление особенностей сформированности коммуникативной культуры).
3. Профилактически-развивающий этап.
Цель: формирование навыков самопрезентации у педагогов посредством использования интерактивных техник.
На тренинговых занятиях реализуется непосредственно технология формирования навыков успешной самопрезентации, которая состоит из 5 этапов.
Ключевая идея 1 этапа: «Обаяние — это когда тебе говорят “да”, когда ты ничего не просил». Педагоги учатся управлять впечатлением о себе и знакомятся с основами имиджевой культуры.
Лозунг второго этапа: «По одежке встречают — по уму провожают». Происходит отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции; приобретаются навыки выявления барьеров и «помощников» в деловом общении
«Выразительный взгляд, кстати сделанное телодвижение стоят иногда гораздо более всех речей». Участники овладевают некоторыми техниками невербальной надстройки в процессе общения; отрабатывают навыки активного слушания.
«Каждый человек меня в чем-то превосходит и я готов у него поучиться». Педагоги расширяют представления о специальных возможностях оратора, получают возможность продемонстрировать и оценить свои интонационные особенности в общении.
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Участники получают возможность осознать важность обратной связи в межличностном общении, закрепляют умение пользоваться языком жестов, мимикой и телом при составлении собственного публичного выступления.
Содержание: реализация десяти специально организованных занятий (по два занятия на решение задач каждого блока), строящихся на тренинге как эффективном методе интерактива. Методы: собственно интерактивные техники (деловые, творческие, ролевые игры, игры-проектирования, дискуссии, игры-самопредставления), игры-«ледоколы», элементы арт-терапии, телесно-ориентированные техники.
4. Итоговый этап. Цель: отслеживание эффективности реализованного психологического сопровождения педагогов по проблеме формирования навыков самопрезентации посредством использования интерактивных техник. Содержание: проведение второго среза диагностического исследования с помощью методик, используемых на аналитико-диагностическом этапе.
Результативность.
Программа «Обновление мира начинается с себя!» реализовывалась на базе МКДОУ детского сада общеразвивающего вида №180 г. Кирова в течение года. Формируя навыки успешной самопрезентации у педагогов, мы получили следующие результаты:
- 88% педагогов имеют адекватную самооценку и высокий уровень коммуникативной культуры;
- увеличилось количество педагогов, участвующих в конкурсах, городских и областных конференциях;
- возросла заинтересованность педагогов в реализации собственных муниципальных проектов;
- у 75% педагогов отсутствуют симптомы эмоционального выгорания.
Таким образом, система работы по формированию навыков самопрезентации у педагогов посредством использования интерактивных техник способствует развитию личностных и профессиональных качеств участников педагогического процесса, а также осуществлению эффективной коммуникации друг с другом.