Реабилитационная программа для родителей с детьми-инвалидами «Подари ребенку счастье» (программа психологической реабилитации)
Программа предназначена для работы с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации, связанной с воспитанием детей с ограниченными возможностями. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, родители часто начинают задавать себе вопросы «Почему это произошло со мной?», «Почему мой ребенок не такой как все?» и др., что свидетельствует о начале развития депрессивного состояния внутри себя. Детям, не способным самостоятельно преодолеть жизненные трудности, необходима помощь, в первую очередь, близкого социального круга — семьи. Но, как показывает практика, не всегда семья готова не только помочь ребенку, но и взрослые члены семьи нуждаются в помощи, в первую очередь, психологической.
В соответствии с ФЗ №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающаяся жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В процессе воспитания таких детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, родители часто сами подвергаются стрессам, эмоциональным срывам, что зачастую приводит к нервному истощению, агрессии, негативным выплескам. Это становится причиной семейных конфликтов, нарушения взаимопонимания и взаимоотношений между членами семьи (между родителями, между родителями и детьми). И, как правило, каждый из них использует неверные способы и методы разрешения конфликтных ситуаций, что приводит еще к более серьезным последствиям.Таким родителям нужна помощь специалиста.
Цели и задачи.
Цель и задачи программы — оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция их эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции психического состояния и методам управления конфликтами в семье.
Реализация программы.
В программу включены занятия, направленные на психологическую поддержку родителей, самопознание и самоанализ, психокоррекцию, тренинги-релаксации, занятия с использованием инструментов техники медиации.
Медиативные технологии активно используются в США с 70-х годов как метод конструктивного урегулирования конфликтов. В России этот метод пока является, если не инновационным, то, несомненно, новым. Процедура медиации проводится с участием третьего независимого лица, т.е. медиатора (посредника) и направлена на разрешение конфликтной ситуации цивилизованным способом, на достижении целей, удовлетворяющие интересы обеих сторон.
Предлагаемая нами родителям, чьи дети проходят в центре комплексную реабилитацию, дает возможность родителям (лицам, их заменяющим) познакомиться и при желании научиться методам управления конфликтами в семье на основе медиативной технологии.
Программа «Подари ребенку счастье» рассчитана на 17–22 часа, в зависимости от количества участников в группе (5–7 человек).
Тематический план.
№ |
Тематика занятий |
Количество часов |
Организационная форма |
Задачи и цели занятия |
1 |
Организация психологического сопровождения в условиях реабилитационного центра. |
1 ч |
Круглый стол |
|
2 |
Кто я? |
2–3 ч |
Групповой тренинг-релаксация |
|
3 |
Мои чувства |
2–3 ч |
Групповой тренинг-релаксация |
|
4 |
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями. Роль семьи. |
2 ч |
Лекция Работа в микрогруппах |
|
5 |
Конфликт как этап становления личности. Медиация как метод управления конфликтами. |
2–3 ч |
Лекция Ролевая игра |
|
6 |
Я и ОНИ — разрешение конфликтных ситуаций с помощью инструментов медиативной технологии. |
2–3 ч |
Групповой тренинг Ролевая игра |
|
7 |
Общаться с ребенком. КАК? |
2–3 ч |
Групповой тренинг |
|
8 |
Подари ребенку счастье |
3 ч |
Групповой тренинг- релаксация |
|
9 |
Подведение итогов |
1 ч |
Круглый стол |
|
Программа реализуется во временных группах родителей (лиц, их замещающих), сопровождающих детей в период прохождения комплексной терапии. В работе приняли участие три группы родителей по 6 человек в каждой. Занятия проводились в сенсорной комнате (групповые тренинги) и в аудитории с использованием оборудования мультимедиа.
Результаты программы.
По окончанию курса основные цели были достигнуты, родители выражали желание принять участие в работе групп при повторном обращении в центр, большинство родителей отметили изменение своей позиции в отношениях с ребенком и с другими членами семьи, мы же с удовлетворением отмечаем стремление определенной части родителей повысить собственный уровень компетенции в общении с ребенком, по новому построить отношения, желание отказаться от гиперопеки, желание изменить и свою жизнь.