- Каняфина Эльвира Галимзяновна
педагог-психолог, МАОУ "Нурлатская гимназия", (Нурлат, Республика Татарстан)
Актуальность проекта.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью влияния воспитательного воздействия на взаимоотношения в семье с единственным ребенком.
Ключевые слова: представления единственных детей, воспитательное воздействие, семейные взаимоотношения.
Цель и задачи исследования.
Цель работы: исследовать особенности представления единственных детей о воспитательном воздействии и его влияние на семейные взаимоотношения.
Для реализации поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:
- сделать аналитический обзор литературы по проблеме формирования родительских позиций в период ожидания ребенка, воспитательного воздействия на ребенка в семье, особенностей воспитательного воздействия семьи в младшем школьном возрасте, особенностей воспитания единственного ребенка в семье.
- провести психодиагностику семейных взаимоотношений и воспитательном воздействии родителей в представлениях единственных и неединственных детей.
- выявить взаимосвязи между показателями и интерпретировать их.
Объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект исследования: представления единственных детей о взаимоотношениях в семье.
Предмет исследования: особенности влияния воспитательного воздействия на представления единственных детей о семейных взаимоотношений.
Гипотеза исследования: существуют особенности влияния воспитательного воздействия на семейные взаимоотношения в представлениях единственных детей.
Содержание работы.
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя — одно из главных направлений личностного развития взрослого развития. Трудность этой задачи в том, что он не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская любовь многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность.
Особенности воспитания единственного ребенка в семье связано с существованием двух наиболее распространенных точек зрения. Первая: единственный ребенок оказывается, более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев.
Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому, что ему не достает брата или сестры.
Для развития психики каждый ребенок требует душеного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающем миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука взрослого.
Результаты и выводы.
Мы в нашей работе делаем попытку исследовать, то, как влияют на представления о семейных взаимоотношениях единственных и неединственных детей, мальчиков и девочек родительские установки, стили семейного воспитания, т.е. то, что называется воспитательным воздействием. В результате нашего исследования нам удалось выявить различия в этих представлениях и выявить следующие особенности влияния на них воспитательного воздействия.
1. В группе единственных девочек на представления о благоприятной/неблагоприятной ситуации влияет директивность матери, враждебность отца и матери и позитивный интерес отца; на представления о тревожности в семье влияет непоследовательность отца и враждебность матери; на представления о конфликтности в семье влияет враждебность отца и матери, директивности матери и позитивный интерес отца; на представления о чувстве неполноценности в семейной ситуации влияет непоследовательность; на представления о враждебности в семейной ситуации влияет непоследовательность матери и позитивный интерес матери и отца.
2. Отличительным в группе единственных мальчиков является влияние на тревожность в семье директивности отца, и автономности матери, тогда как в группе неединственных мальчиков автономности отца, позитивного интереса отца. В группе единственных мальчиков выявлено влияние на конфликтность в семье показателя «непоследовательность отца», тогда у неединственных мальчиков «авторитарность отца». В группе единственных мальчиков влияние на чувство неполноценности в семейной ситуации показателя «позитивный интерес матери и отца», тогда как у неединственных мальчиков «враждебность отца и матери» и «автономность матери». В группе единственных мальчиков влияние на враждебность в семейной ситуации враждебности отца и матери, тогда как у неединственных мальчиков позитивного интереса и непоследовательности отца.
3. Кроме того, существуют особенности влияния воспитательного воздействия на семейные взаимоотношения в представлениях единственных девочек и мальчиков. Отличительными особенностями в в группе единственных девочек на благоприятную/неблагоприятную семейную ситуацию показателя директивность матери и враждебность отца, тогда у единственных мальчиков непоследовательность отца и позитивный интерес матери. В группе единственных девочек влияние на тревожность в семье показателей непоследовательность отца и враждебность матери, тогда у единственных мальчиков директивность отца и автономность матери. В группе единственных девочек влияние на конфликтность в семье враждебность и отца и позитивный интерес отца, тогда у единственных мальчиков директивность отца, непоследовательность отца и позитивный интерес матери. В группе единственных девочек выявлено влияние на чувство неполноценности в семейной ситуации непоследовательность отца, тогда у единственных мальчиков позитивный интерес матери и отца. В группе единственных девочек влияние на враждебность в семейной ситуации непоследовательность матери, позитивного интереса отца, тогда у единственных мальчиков враждебности отца и матери, директивности матери.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о существовании особенностей влияния воспитательного воздействия на семейные взаимоотношения в представлениях единственных детей нашло свое подтверждение.