Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Связь детско-родительских отношений и психических состояний дошкольников» (программа социально-психологического тренинга для родителей и детей)


Актуальность проблемы.

В современном обществе востребована личность, способная быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, социально активная, готовая к творческой самореализации. В развитии такой личности ребенка ведущей должна быть личностно-ориентированная модель воспитания и обучения, направленная на создание оптимальных условий для реализации личностного потенциала, формирования индивидуальности и самоценности каждого ребенка. Такой подход требует учета и оптимизации психических состояний, вызываемых социальной ситуацией развития ребенка, на основе выявления их причин и происхождения.

Это особенно касается негативных психических состояний.

Литературные данные указывают на ведущую роль семьи в развитии личности ребенка. С введением ФГТ изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Цели и задачи.

Цель: выявить взаимосвязи между особенностями отношений родителей и детей и их психическими состояниями, осознание родителями важности своего личного стиля взаимодействия и отношения с ребенком.

Задачи.

  • Развитие мотивов благоприятного развития личности ребенка, учитывая специфику детско-родительских отношений и психических состояний дошкольников.
  • Формирование положительных связей родителей с детьми через усиление рефлексии отношения к ним.
  • Расширение возможностей понимания ребенка через осознание положительных черт его личности.
  • Формирование отношения к детям через развитие способности понимания психологических особенностей и безусловного принятия личности.
  • Выработка навыков построения конструктивных взаимоотношений с детьми через освоение техники «активного слушания» трансактного анализа общения, модели «Я-высказывания».

Содержание проекта.

Данный проект апробируется на базе детского сада № 182 в г. Чебоксары с родителями и детьми 5–7 лет.

Участники: дошкольники 5–6 лет и их родители. Оптимальное количество участников группы 12–14 человек, возможно увеличение до 16–18 человек.

Этапы проекта

  1. Подготовительный (мотивационный) — представляет собой консультацию для родителей по результатам диагностики деформаций детско-родительских взаимоотношений. Знакомство с результатами диагностики и их психологической интерпретацией создает мотивацию, необходимую для эффективного прохождения тренинга.
  2. Основной (рабочий) — структура занятий планируется в соответствии с принятыми правилами проведения социально-психологического тренинга.
  3. Контрольно-закрепляющий — практикуется проведение дополнительных встреч участников тренинга с целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Механизм реализации.

Данная работа ориентирована как на более глубокое теоретическое осмысление процессов взаимоотношений между родителями и детьми, так и на практическое приложение полученных знаний. Все занятия тренинга имели четкую структуру, что позволило участникам за достаточно короткое время получить необходимые теоретические знания, а также, отрабатывая в упражнениях материал, получить навыки и умения нового семейного общения.

Курс тренинговых занятий состоит из трех блоков.

  1. Первый блок занятий — работа родительского клуба «Искусство быть семьей» (мамы и папы)
  2. Второй блок занятий — работа детско-родительского клуба «СемьЯ» — Школа для мам (мама и ребенок).
  3. Третий блок занятий — работа детско-родительского клуба «СемьЯ» — Школа для пап (папа и ребенок).

Тренинговые занятия проводятся в течение всего учебного года 3 раза в месяц по 30–40 минут (для родителей — 1,5 часа). Одна семья занимается на тренинговых занятиях 3 раза в месяц: 1) родители (мама и папа); 2) мама и ребенок; 3) папа и ребенок.

Структура занятия с родителями включает:

  1. психогимнастическое упражнение, направленное на повышение активности,
  2. информационную часть,
  3. работу со стимульным материалом,
  4. закрепление полученной информации в играх и упражнениях,
  5. домашнее задание.

В ходе занятий вырабатываются навыки определения психических состояний, проигрываются ситуации, где родители принимают роли детей, взрослых. Постепенно родители начинают принимать позицию ребенка, что способствует рефлексии отношений с ним, устранению доминантности, авторитарности.

Комплексные занятия взрослых с детьми нацеливаются на выработку навыков взаимодействия и сотрудничества, способствуют видению обсуждаемых проблем, осознанию взрослыми собственных воспитательских позиций.

На совместных занятиях (взрослых и детей) используются приемы нетрадиционного приветствия, продуктивная деятельность, совместные игры, упражнения на определение психических состояний. После окончания занятий анализируются возникшие трудности, даются рекомендации.

Способами вербального взаимодействия взрослого с ребенком являются воодушевляющие высказывания, честные и открытые ответы, воспроизведение действий и слов ребенка (метод получения «обратной связи»), прием «отражение чувств» (проговаривание состояний, которые испытывает ребенок).

Цель тренинговых занятий (родителей и детей):

  • помочь родителям и детям преодолеть имеющиеся трудности в общении;
  • обогатить и разнообразить общение взрослых с детьми;
  • установить тесный эмоциональный контакт родителя и ребенка;
  • подвести родителей к мысли об уникальности каждого ребенка;
  • дать возможность родителям увидеть особенности поведения своего ребенка при взаимодействии его с другими детьми и взрослыми;
  • сократить психологическую дистанцию между взрослыми и детьми.

Цель тренинговых занятий (для родителей ):

  • актуализировать у родителей интуицию, с помощью которой они смогли бы лучше чувствовать внутренний мир ребенка, эмоциональное состояние, потребности;
  • повысить педагогический уровень и таким образом повлиять на благополучие и развитие ребенка;
  • помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях.

Ожидаемые результаты.

Дальнейшее совершенствование разработанной методической базы для изучения психических состояний и межличностных отношений дошкольников.

В организации образовательной деятельности педагогам ДОУ необходимо учитывать психические состояния дошкольников, их статусные особенности, характер родительско-детских отношений, межличностные отношения в среде сверстников.

Результаты проекта.

В результате использованного комплекса психолого-педагогического воздействия на детей, их родителей значительно снизились показатели отрицательных психических состояний дошкольников, оптимизировались показатели отношений родителей и детей, что свидетельствует об эффективности программы.

Программа социально-психологического тренинга позволила родителям осознать собственные трудности во взаимоотношениях с детьми, преодолеть барьеры в общении, помогла обеспечить принятие личности ребенка, повысить способность понимать детей, их потребности, желания.

Произошел общий позитивный сдвиг в родительских установках и в обращении с детьми, о чем свидетельствуют результаты тестирования теста-опросника для родителей.

Дальнейшее развитие проекта. Планируется изучение психических состояний с учетом гендерных особенностей, их роль и влияние на социализацию и социальное развитие дошкольников.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 51 читатель
12.03.2024 22:08:11Foster Jack
12.03.2024 22:08:11Jstgnst Dgrhaefh Jsetghbzgd
12.03.2024 22:08:11Turner Rose
12.03.2024 22:08:11Nrtsfhetj Hedasbef Hsfhsg
12.03.2024 22:08:11Paul Murphee
12.03.2024 22:08:11Owekeed Jefree
12.03.2024 22:08:11Brooks Tony
12.03.2024 22:08:11Jkyrgbmrtg Krfghbsf Dehbdgj
12.03.2024 22:08:11Пуганова Ольга
12.03.2024 22:08:11Kjeyhjset Kerghnszse Jrthse
12.03.2024 22:08:11Ertynset Jkernae Jtyuyjss
12.03.2024 22:08:11Kjrybndy Jrtttttsr Krtyhcde
12.03.2024 22:08:11Hafeg Hethbs Jdrtvbzsbd
12.03.2024 22:08:11Erthbs Jndsfgs Thwset
12.03.2024 22:08:11Hsefgbs Jhsetg Jhert
12.03.2024 22:08:11Jedtgbds Hretb Asedtgfs
12.03.2024 22:08:11Ksghns Dnhsmgt Sghsh
12.03.2024 22:08:11Jmafba Asfeg Hafwva
12.03.2024 22:08:11Jdghsth Ndxgth Sjsdetgh
12.03.2024 22:08:11Nsghsh Shjstgh Jwsetgb
12.03.2024 22:08:11Sghsjns Jkestgha Haqwrga
12.03.2024 22:08:11Nhsdgbnas Sfdbar Gajnrt
12.03.2024 22:08:11Vfgrsasv Dggbsd Dgagf
12.03.2024 22:08:11Faefvvaa Fregs Gwergaa

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su