«Связь детско-родительских отношений и психических состояний дошкольников» (программа социально-психологического тренинга для родителей и детей)
Актуальность проблемы.
В современном обществе востребована личность, способная быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, социально активная, готовая к творческой самореализации. В развитии такой личности ребенка ведущей должна быть личностно-ориентированная модель воспитания и обучения, направленная на создание оптимальных условий для реализации личностного потенциала, формирования индивидуальности и самоценности каждого ребенка. Такой подход требует учета и оптимизации психических состояний, вызываемых социальной ситуацией развития ребенка, на основе выявления их причин и происхождения.
Это особенно касается негативных психических состояний.
Литературные данные указывают на ведущую роль семьи в развитии личности ребенка. С введением ФГТ изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Цели и задачи.
Цель: выявить взаимосвязи между особенностями отношений родителей и детей и их психическими состояниями, осознание родителями важности своего личного стиля взаимодействия и отношения с ребенком.
Задачи.
- Развитие мотивов благоприятного развития личности ребенка, учитывая специфику детско-родительских отношений и психических состояний дошкольников.
- Формирование положительных связей родителей с детьми через усиление рефлексии отношения к ним.
- Расширение возможностей понимания ребенка через осознание положительных черт его личности.
- Формирование отношения к детям через развитие способности понимания психологических особенностей и безусловного принятия личности.
- Выработка навыков построения конструктивных взаимоотношений с детьми через освоение техники «активного слушания» трансактного анализа общения, модели «Я-высказывания».
Содержание проекта.
Данный проект апробируется на базе детского сада № 182 в г. Чебоксары с родителями и детьми 5–7 лет.
Участники: дошкольники 5–6 лет и их родители. Оптимальное количество участников группы 12–14 человек, возможно увеличение до 16–18 человек.
Этапы проекта
- Подготовительный (мотивационный) — представляет собой консультацию для родителей по результатам диагностики деформаций детско-родительских взаимоотношений. Знакомство с результатами диагностики и их психологической интерпретацией создает мотивацию, необходимую для эффективного прохождения тренинга.
- Основной (рабочий) — структура занятий планируется в соответствии с принятыми правилами проведения социально-психологического тренинга.
- Контрольно-закрепляющий — практикуется проведение дополнительных встреч участников тренинга с целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Механизм реализации.
Данная работа ориентирована как на более глубокое теоретическое осмысление процессов взаимоотношений между родителями и детьми, так и на практическое приложение полученных знаний. Все занятия тренинга имели четкую структуру, что позволило участникам за достаточно короткое время получить необходимые теоретические знания, а также, отрабатывая в упражнениях материал, получить навыки и умения нового семейного общения.
Курс тренинговых занятий состоит из трех блоков.
- Первый блок занятий — работа родительского клуба «Искусство быть семьей» (мамы и папы)
- Второй блок занятий — работа детско-родительского клуба «СемьЯ» — Школа для мам (мама и ребенок).
- Третий блок занятий — работа детско-родительского клуба «СемьЯ» — Школа для пап (папа и ребенок).
Тренинговые занятия проводятся в течение всего учебного года 3 раза в месяц по 30–40 минут (для родителей — 1,5 часа). Одна семья занимается на тренинговых занятиях 3 раза в месяц: 1) родители (мама и папа); 2) мама и ребенок; 3) папа и ребенок.
Структура занятия с родителями включает:
- психогимнастическое упражнение, направленное на повышение активности,
- информационную часть,
- работу со стимульным материалом,
- закрепление полученной информации в играх и упражнениях,
- домашнее задание.
В ходе занятий вырабатываются навыки определения психических состояний, проигрываются ситуации, где родители принимают роли детей, взрослых. Постепенно родители начинают принимать позицию ребенка, что способствует рефлексии отношений с ним, устранению доминантности, авторитарности.
Комплексные занятия взрослых с детьми нацеливаются на выработку навыков взаимодействия и сотрудничества, способствуют видению обсуждаемых проблем, осознанию взрослыми собственных воспитательских позиций.
На совместных занятиях (взрослых и детей) используются приемы нетрадиционного приветствия, продуктивная деятельность, совместные игры, упражнения на определение психических состояний. После окончания занятий анализируются возникшие трудности, даются рекомендации.
Способами вербального взаимодействия взрослого с ребенком являются воодушевляющие высказывания, честные и открытые ответы, воспроизведение действий и слов ребенка (метод получения «обратной связи»), прием «отражение чувств» (проговаривание состояний, которые испытывает ребенок).
Цель тренинговых занятий (родителей и детей):
- помочь родителям и детям преодолеть имеющиеся трудности в общении;
- обогатить и разнообразить общение взрослых с детьми;
- установить тесный эмоциональный контакт родителя и ребенка;
- подвести родителей к мысли об уникальности каждого ребенка;
- дать возможность родителям увидеть особенности поведения своего ребенка при взаимодействии его с другими детьми и взрослыми;
- сократить психологическую дистанцию между взрослыми и детьми.
Цель тренинговых занятий (для родителей ):
- актуализировать у родителей интуицию, с помощью которой они смогли бы лучше чувствовать внутренний мир ребенка, эмоциональное состояние, потребности;
- повысить педагогический уровень и таким образом повлиять на благополучие и развитие ребенка;
- помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях.
Ожидаемые результаты.
Дальнейшее совершенствование разработанной методической базы для изучения психических состояний и межличностных отношений дошкольников.
В организации образовательной деятельности педагогам ДОУ необходимо учитывать психические состояния дошкольников, их статусные особенности, характер родительско-детских отношений, межличностные отношения в среде сверстников.
Результаты проекта.
В результате использованного комплекса психолого-педагогического воздействия на детей, их родителей значительно снизились показатели отрицательных психических состояний дошкольников, оптимизировались показатели отношений родителей и детей, что свидетельствует об эффективности программы.
Программа социально-психологического тренинга позволила родителям осознать собственные трудности во взаимоотношениях с детьми, преодолеть барьеры в общении, помогла обеспечить принятие личности ребенка, повысить способность понимать детей, их потребности, желания.
Произошел общий позитивный сдвиг в родительских установках и в обращении с детьми, о чем свидетельствуют результаты тестирования теста-опросника для родителей.
Дальнейшее развитие проекта. Планируется изучение психических состояний с учетом гендерных особенностей, их роль и влияние на социализацию и социальное развитие дошкольников.