«Особенности оценки трудной жизненной ситуации у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности» (научно-исследовательская работа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Каждый день человек переживает различного рода ситуации. Привычные события, могут сменяться такими, которые нарушают баланс, гармонию взаимодействия самого человека с окружающей средой, обществом. В настоящее время представляется актуальным рассмотрение и изучение особенностей оценки трудных жизненных ситуаций, которые обуславливают поведение человека, в частности студента в трудной жизненной ситуации. Зачастую именно юноши и девушки переживая драматические события, испытывают чувства неспособности справляться с трудностями, так как еще недостаточно сформированы в личностном плане.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении представлений об оценке трудных жизненных ситуаций, с точки зрения когнитивного подхода, результаты исследования расширяют и углубляют существующие теоретические представления о самоэффективности и особенностях оценки трудных жизненных ситуаций.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты об особенностях оценки трудных жизненных ситуаций в зависимости от уровня самоэффективности, могут быть использованы психологами службы психологической поддержки колледжа, в консультационной практике при прогнозировании результатов успеваемости студентов, при анализе причин того или иного поведения обучающихся, результаты полученные в ходе исследования уровня самоэффективности дают возможность более эффективно спланировать работу в коррекционнном направлении.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Цель работы: изучить особенности оценки трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности.
Этапы работы:
- Теоретический анализ оценки трудной жизненной ситуации студентами с различным уровнем самоэффективности
- Эмпирическое исследование особенностей оценки трудной жизненной ситуации студентами с различным уровнем самоэффективности
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования удалось рассмотреть вопросы о сущности и особенностях трудных жизненных ситуаций их оценке, самоэффективности, что позволило сделать вывод о том, что это ключевые понятия в психологии стресса и адаптации.
Рассмотрев проблему оценки трудных жизненных ситуаций, ситуационный подход Р.Лазаруса можно отметить, что существует три типа когнитивной оценки, которые влияют на процесс преодоления:
- первичная (оценивается степень воспринимаемой угрозы);
- вторичная (оцениваются методы с помощью которых можно повлиять на негативные события и их исход);
- переоценка (основывается на обратной связи от результата взаимного сопоставления первых двух оценок).
В юношеском возрасте, типичными затруднительными ситуациями, в жизни практически каждого студента, представителя юношеского возраста являются, так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» — повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания, например, ссора с товарищем, ответ на экзамене, финансовые трудности, проблемы со здоровьем и др.
Эмпирическое исследование включало ряд диагностических процедур с использованием методик «Шкала самоэффективности» (SES) Шерер, Мэддокс, «Шкала оценки трудности и неопределенности ситуации (ОТНС)» Н. Водопьянова, осуществлен тщательный анализ результатов исследования особенностей оценки трудных жизненных ситуаций студентами колледжа с различным уровнем самоэффективности. Для выявления статистически достоверных различий в оценке трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем общей самоэффективности был использован критерий U Манна — Уитни. Завершающим этапом исследования стало выявление взаимосвязи между показателями самоэффективности и оценкой трудных жизненных ситуаций студентами 4 курса колледжа. Для этого мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона (rxy).
Результаты и выводы.
В ходе эмпирического исследования нам удалось решить ряд задач:
- Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей оценки трудных жизненных ситуаций студентами колледжа, а так же исследование уровня самоэффективности.
- Провести первичную количественную и качественную обработку результатов по методикам.
- Выявить статистически достоверные различия в оценке трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности.
- Установить взаимосвязь между показателями общей и социальной самоэффективности и оценкой трудных жизненных ситуаций у студентов с различным уровнем общей самоэффективности
Проведя эмпирическое исследование, мы обнаружили особенности в оценки трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем общей и социальной самоэффективности. Эти особенности выражаются в степени компетентности оценивания трудных жизненных ситуаций студентами с различным уровнем самоэффективности.
Кроме этого нами были установлены значимые различия в оценке трудных жизненных ситуаций «Неудачно сданный экзамен грозит исключением из колледжа», «Разборки в компании, шантаж», «Ограбление и материальные потери» у студентов с низким и высоким уровнем общей самоэффективности. А также значимые различия в оценке ситуаций «Неудачно сданный экзамен грозит исключением из колледжа», «Болезнь во время ответственного периода», «Нужда в деньгах» у студентов с высоким и низким уровнем социальной самоэффективности.
Таким образом, можно сказать что цель, поставленная в начале исследования реализована, и гипотеза о том, что существуют особенности оценки трудных жизненных ситуаций у студентов с различным уровнем самоэффективности, могут наблюдаться различия в оценке трудных жизненных ситуаций у студентов колледжа с различным уровнем самоэффективности, существует взаимосвязь между оценкой трудных жизненных ситуаций студентов и их показателями самоэффективности, подтверждена.