«Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности» (монография и учебно-методическое пособие)
Актуальность проекта.
Социально-экономические преобразования, происходящие в мировом сообществе, ставят вопрос о готовности и умении современного человека эффективно решать жизненные и профессиональные задачи. Готовность к профессиональной деятельности - необходимый компонент эффективного труда в любой сфере. Проблемы современного общества показывают необходимость и востребованность оказания своевременной квалифицированной психологической помощи человеку, значимость трансляции психологической культуры. Современному психологу необходимо быть готовым действовать профессионально как в повседневных, так и в экстремальных условиях. Формирование готовности психологов осуществляется в процессе профессиональной подготовки студентов в условиях вуза.
Научная и практическая значимость проекта.
Разработаны и теоретически обоснованы модель, технология диагностики и психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.
Подготовлена и апробирована монография «Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности». Монография предназначена для преподавателей вузов, ведущих подготовку психологов, а также для магистрантов, аспирантов, студентов психологических факультетов, всех интересующихся вопросами формирования готовности к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях, особенностями организации профессиональной подготовки психологов в современном вузе.
Разработано и апробировано учебно-методическое пособие «Диагностика психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности», предназначенное для закрепления теоретических знаний и формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по психологическим направлениям и специальностям, изучающих курс «Этика и культура профессиональной деятельности».
Основное содержание работы.
1. Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: монография [Текст]. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. — 179 с.
2. Диагностика психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст]. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. — 126 с.
Структура монографии состоит из введения, четырех глав и заключения; содержит список использованной литературы (150 источников) и приложение.
В первой главе рассматриваются факторы формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях: объективные (социальные, культурные, экономические, политические) и субъективные (индивидуальность студента-психолога, уникальность внутреннего мира, его влияние на поведение и деятельность человека). Развитие личности студента-психолога рассматривается в богатстве и многообразии отношений и проявлений современного человека в мире. Учет внешних и внутренних факторов и их влияния в процессе формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности - одно из условий профессиональной подготовки квалифицированных и востребованных в современном обществе выпускников, психологов-профессионалов.
Во второй главе раскрываются особенности профессиональной деятельности психолога в повседневных и экстремальных условиях. Первый параграф посвящен специфическим особенностям профессии «психолог». Профессиональная деятельность психолога рассматривается в контексте ведения психопрофилактической работы, психологического просвещения, психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционной, коррекционно-развивающей работы и психотерапии. Во втором параграфе раскрываются профессионально важные качества личности психолога. Уделяется внимание требованиям, предъявляемым профессией к деятельности в повседневных условиях. Третий параграф освещает особенности профессиональной деятельности психолога в экстремальных условиях.
В третьей главе проводится теоретическое исследование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. В первом параграфе определяется понятие, раскрывается сущность психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Во втором параграфе уделяется внимание психологической культуре как важной части профессиональной подготовки. Третий параграф раскрывает модель психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности и модель формирования. Содержание психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, представленное личностным и деятельностным уровнями, раскрываются в четвертом параграфе.
В четвертой главе предлагаются условия формирования профессиональной готовности студентов-психологов и их диагностика, раскрывается технология диагностики психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Технология разработана автором применительно к особенностям профессиональной подготовки студентов-психологов в педагогическом вузе.
В приложении предлагаются существующие методики, подобранные для диагностики психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.
Структура учебно-методического пособия состоит из введения, семи глав, заключения, списка использованной литературы (31 источник) и приложения. Пособие содержит методическое обеспечение диагностики психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, задания для практических занятий и самостоятельной работы.
Результаты проекта.
Монография и учебно-методическое пособие могут быть полезны в процессе профессиональной подготовки психологов в вузе.