«История советской психотехники: психология воздействия» (учебное пособие)
Стоюхина Н.Ю. История советской психотехники: психология воздействия. Учебное пособие. — М.: Логос, 2012. — 324 с.
Рассмотрение и изучение процесса развития отечественной психологии, анализ деятельности ее представителей, внесших серьезный вклад в советскую психологию 1920–30-х гг., позволяет выявить ее оригинальность и самобытность, проявившиеся как следствие отражения запросов практики со своей спецификой общественно-исторических условий, духовного и культурного опыта России, увидеть ее органическую связь с мировой наукой.
Однако, история отечественной психологии, несмотря на стабильно возрастающий интерес к ней у специалистов, все же не вызывает серьезного отклика у студентов-психологов. Одна из причин этого — отсутствие исходных, оригинальных текстов по истории психологии. Именно в работе с текстами проявляются особенности объекта истории психологии — реального процесса психологического познания, специфичных «средств и методов его познания, которые являются по своей сути реконструкционными, интерпретационными, опираются на анализ исторических источников, реализуют стратегию диалогического взаимодействия настоящего и прошлого» (В.А. Кольцова).
В данном учебном пособии предметом нашего внимания стала история психологии воздействия (как части психотехники), представленная в революционном плакате, рекламном плакате, плакате по технике безопасности и охране труда, которая ввиду социально-психологической полифоничности основного объекта рассмотрения — плаката — может использоваться в разных учебных курсах: история психологии, история психотехники, психология рекламы, психология влияния, социальная психология, психология труда, маркетинг, PR.
Одной из наших задач была демонстрация студентам традиции культурно-психологических исследований, идущей в отечественной науке с начала ХХ в. — междисциплинарности ее исследований как особого феномена истории науки и культуры. Именно поэтому в данное пособие кроме текстов, написанных психологами, включены статьи, авторство которых принадлежит искусствоведам, художникам, публицистам, работникам политпросвещения, ибо «предмет истории психологии — изучение закономерностей развития психологического познания в его генезисе, становлении и развитии, логико-научной, общественно-исторической и субъектно-личностной обусловленности как результата познавательной деятельности человечества на всех этапах его исторической эволюции, включающего в себя различные способы и формы познания и осмысления психической реальности, как научные, так и вненаучные» (В.А. Кольцова).
Современному студенту приведенные в пособии тексты, возможно, покажутся «излишне пафосными», «смешными» (из собственного диалога со студентами), но наша позиция в работе с историко-психологическими текстами 1920–30-х гг. основывается на следующем подходе: не иронизировать над идеями прошлого, а реинтерпретировать их в открывающихся и изменяющихся культурно-исторических контекстах, поместив в динамическую сеть знания.
Основное содержание работы.
Во введении обосновываются предпосылки написания учебного пособия.
В первой главе «Плакат со всех сторон (изучение плаката специалистами различных профессий)» парадигма воздействия в психологии рассматривается с точки зрения первых психотехников и социальных психологов. О художественных и исторических корнях плаката, его месте в ландшафте города, его сравнении с иконой и лубком, видах плаката, ошибках плакатистов рассуждают искусствоведы, художники, публицисты, работники-политпросветчики.
Вторая глава «Плакат глазами психологов» описывает активное участие психотехников в научной воздейственной практике, когда делались попытки методологического изучения плаката (составляющие плаката; психология плаката; формы плакатов; отношения между заказчиком, художником, психотехником; методы изучения эффективности плаката и рекламы; реклама книги и кино).
В третьей главе «Плакат в психотехнике», хронологически освещающей события 30-х гг. ХХ в., обозначены основные события советской психотехники воздействия в самом ее расцвете: оформление плаката, стоящий на страже жизни и здоровья рабочего; изучение эффективности плаката по технике безопасности и охране труда; изучение характера плаката, каким он должен быть: смешным или страшным?; усиление классовой борьбы в плакате по технике безопасности.
За сравнительно небольшое время советские психотехники достигли больших успехов в такой области психотехники воздействия, как борьба с травматизмом и аварийностью: идеи о дефектах регуляции поведения со стороны субъекта труда и их связи с повышенной частотой травматизма; расширение понимания личного фактора в происшествиях, от устойчивых свойств индивидуальности до роли квалификации, психических состояний, мотивов труда, реализованных в клиническом методе изучения происшествий и мер их профилактики, направленных на субъект труда; использование методов психологического воздействия на состояние внимания, установки работников в отношении травматизма с помощью средств пропаганды; переход от рассмотрения личности травматика в труде к анализу системы «человек — техническая среда», «человек — профессиональное поведение — производственная организация» и разработка путей рационализации техники, технической среды, форм организации труда в интересах профилактики травматизма и аварийности.
Книга будет интересна студентам — будущим психологам и обучающимся по специальностям «маркетинг», «связи с общественность», так как многие из них полагают, что советский период психологии был неинтересным и малопродуктивным; преподавателям истории психологии, поскольку предоставляет возможность ознакомиться с конкретной моделью разработки истории психологии.