«Работа психолога и гештальт-терапевта со сновидениями» (учебно-методическое пособие)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Мы спим примерно треть своей жизни. Сновидение — это универсальное человеческое переживание, естественная часть психической жизни каждого человека. Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает полного внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенных указаний.
Изучение сновидений с научной точки зрения началось лишь в XX в. До Фрейда (Freud S.) крупные исследования проблемы сновидений проводили (на это, в частности, указывает В. М. Лейбин, 1990) Шуберт (Schubert G., 1814, «Символизм сновидений») и Шернер (Scherner R., 1861, «Работа сновидений»). В физиологических концепциях отмечалось, что все особенности сновидений вытекают из хаотической деятельности мозга, погруженного в сон и реагирующего в этом нейродинамическом состоянии на различные внешние и внутренние раздражители. Психологические теории объясняли сновидения как продолжение дневной психической деятельности во время сна вплоть до трактовки сновидений как освобождения души от оков чувственного мира, из-под гнета внешней природы.
Особое значение в изучении сновидений приобрела известная книга Фрейда «Толкование сновидений» (1900), в которой он впервые изложил целостную научную теорию возникновения сновидений, их биологическую, психологическую и социальную сущность. Фрейд раскрыл адаптивный смысл биологической функции сна для человека как способа восстановления психического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Психоанализ, в отличие от искусства толкования сновидений в древности, не сосредоточен на предвидении будущего, а стремится раскрыть прошлое с целью более глубокого понимания проблем человека в настоящем. На основе онтогенетического подхода Фрейд вначале сосредоточил внимание на анализе сновидений ребенка как более доступных и простых. В результате их изучения он пришел к выводу о том, что «сновидение — это как бы неизжитое желание».
В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии сновидения не интерпретируются — они «проигрываются» и используются для интеграции личности. Перлз (Perls F.S.) считал, что различные части сна являются фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части личности и скрытые тенденции, которые проявляются в сновидении. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено содержание сновидения через его переживание, а не посредством анализа. Каждый элемент сновидения рассматривается как потенциальный источник содержания, связанного с определенным аспектом реального существования пациента. Сущность работы над сновидением состоит в оценке его как актуального, а не прошедшего, явления и как формы действия, а не основы для интерпретации. Поскольку идентификация представляет собой противоположность отчуждению, отождествление с отдельными элементами сновидения благоприятствует наиболее полному контакту с отделившимися фрагментами собственной личности, способствует их ассимиляции и, таким образом, приводит к росту интеграции личности.
Таким образом, различия в понимании сновидений представителями разных направлений доказывают сложность и многосторонность этого удивительного феномена человеческой психики, необходимость дальнейшего его изучения и раскрытия возможностей использования в психотерапии. (Б.Д. Карвасарский, 2000.).
Сновидение (по И. Фрому) — ретрофлексия чувств, желаний, мыслей, не проявленных в реальной жизни и направленных вовнутрь. Они отражают потребности клиента. Изидор Фромм предлагает рассматривать события в сновидениях не как проекцию, а как ретрофлексию. Он предлагает в частности рассматривать пересказ сновидения как признание готовности разрушить эту ретрофлексию. И. Фромм подчеркивает, что сновидения перед терапевтической работой и после нее особенно значимы в этом смысле, потому что перед и сразу после терапевтической сессии сновидец говорит себе что-то, что не может выразить терапевту. Одним из любимых примеров Фромма является пример с крысой. Например, если клиенту снится крыса, терапевтическая интервенция должна быть не такой «представь себя этой крысой», а скорее такой «чем был похож я на эту приснившуюся тебе крысу на последней терапевтической сессии». С пониманием сновидений как ретрофлексии Изидор Фромм вынес на обсуждение абсолютно новое понимание использования сновидений (Бертрам Мюллер, «Гештальт 2008»).
В практике гештальт-терапии выделяют 4 сферы работы со сновидениями (Петрова Е.) и, в зависимости от выбора стратегии терапевта, сосредотачивают внимание клиента более на одной из «сфер»:
- В контексте отношений «клиент — терапевт». То есть сон, или сообщение о сне рассматривается как часть контакта между терапевтом и клиентом. И информации о сюжете и форме, (феноменологии) сновидения обсуждается как повод к контакту двух людей.
- В контексте отношения клиента к себе самому, к проявлению своих чувств или фантазий.
- В контексте незавершенных действий (в социуме, в отношениях с другими людьми).
- Как «поле» для проявления чувств и проекций отношений. В этом случае каждый образ сна (завершенная фигура) и каждый сюжетный ход в композиции сна служат формой выражения и проявления актуального чувства или желания. Это работа с внутренней феноменологией, работа со сном как с проекцией.
Главной задачей работы со сновидениями в группе мы считаем воссоздание эмоционального контекста сновидения, реконструкцию пласта переживания, что способствовало бы глубинному пониманию участниками своей психической реальности. В ходе групповой работы каждый участник акцентирует различные образы и переживания, создавая присущее только ему видение. Это способствует новому, более «объёмному» пониманию сновидцем своего внутреннего мира. Роль группы как социального резонатора, «эха» внутреннего мира сновидца, репрезентирующего различные «голоса», различные стороны его психической реальности, представляется мне очень важным, первостепенным по значимости моментом групповой работы со сновидениями.
Результаты работы в разных группах (с участниками обучающих программ, в группах студентов, педагогов-психологов, врачей и др.) помогли нам обобщить опыт и теорию в методическое пособие «Работа психолога и гештальт-терапевта со сновидениями»
Основное содержание работы.
Предлагаемое издание содержит материалы, положенные в основу авторского курса «Работа психолога и гештальт-терапевта со сновидениями, образами и метафорами» по направлению «Арт-методы в работе психолога» и используемые в индивидуальной и групповой психотерапевтической работе.
Материалы адресованы прежде всего гештальт-терапевтам, практическим психологам, студентам, обучающимся на психологических факультетах, а также всем тем, кому интересен человек и все, что происходит с ним на границе контакта с окружающей средой, исследователям проблем детерминации развития личности.
Нами была предпринята попытка подготовить пособие по работе гештальт-терапевта с одним из феноменов психики — сновидениями, сделать его удобным для практического использования и поделиться опытом работы в области применения арт-методов в работе практического психолога, психотерапевта.
Оглавление
От авторов
Введение
Глава 1. Сны как феномен культуры
1.1. Взгляды на сновидения в различных школах и направлениях психологии и психотерапии
1.2. Источники образов сновидений
1.3. Метафоры сновидений
1.4. Некоторые распространенные сюжеты сновидений
Глава 2. Сновидения как проекция психической жизни человека
2.1. Сновидения как механизмы творческого приспособления
2.1.1. Сон как слияние
2.1.2. Сон как интроекция
2.1.3. Сон как ретрофлексия
2.1.4. Сон как проекция
2.2. Виды сновидений
2.2.1. Незавершенные сновидения или сон как незавершенное действие
2.2.2.Повторяющиеся сновидения
2.2.3. Эротические сновидения
2.2.4. Вещие и пророческие сновидения
2.3.Сон как текст
2.4. Диагностика болезней с помощью сновидений
Глава 3. Технологии работы гештальттерапевта со сновидениями
3.1. Стратегии и методы работы психотерапевта со сновидениями
3.1.1. Работа со сновидением на границе контакта
3.1.2. Работа с полярностями
3.1.3. Работа с незавершенными ситуациями
3.1.4. Техники групповой работы со снами
3.2. Работа со страшными и «пугающими» сновидениями
3.3. Телесные эксперименты с образами сновидений
Программа спецкурса «Работа со сновидениями в гештальтподходе»
Литература
Приложения
Приложение № 1. Коллекция упражнений для ведущего программы спецкурса
Приложение № 2. Методические материалы по работе со снами в психотерапии