Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Развивай-ка» (программа адаптивного развития по подготовке детей к школе)

Автор:

  • Шатунова Ирина Николаевна

    педагог-психолог , Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 46", (Набережные Челны)

Актуальность, научная и практическая значимость.

Одной из актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. На страницах специальной печати с тревогой сообщается о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе, — децелерации — замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, ортопедические дефекты. Готовность 6–7-летних детей к школе представляет драматическую картину:

  • 80–90% имеют те или иные отклонения физического здоровья;
  • более 70% имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций);
  • около 60% имеют отклонения речевого развития;
  • около 35% имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • более 30% имеют несформированную сложнокоординированность движений руки и графических движений;
  • около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети);
  • 18–20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
  • примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;

Таким образом, низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 24–25%.

Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны:

  • массовая алкоголизация и наркотизация населения (Всемирная организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин, т.е. табакокурение);
  • злоупотребление фармацевтическими препаратами;
  • некачественное питание беременных;
  • последствия Чернобыльской катастрофы;
  • «афганский « и «чеченский синдромы;
  • отягощенная наследственная патология беременности и родов;
  • анемия и неврозы у родителей;
  • массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и здравниц;
  • занятость родителей (отчасти их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);
  • перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой информации;
  • падение уровня жизни по стране.

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка к школе. Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений, навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.

Важными показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

Цели и задачи.

Цель данной программы — способствовать психологической готовности ребенка к школе.

Задачи программы:

  1. Содействовать формированию учебной мотивации-желанию учиться, узнавать новое
  2. Содействовать формированию социальной позиции школьника:
    • умению общаться со сверстниками, наладить контакты с другими детьми;
    • способности выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушать, но и слышать просьбу, указание, совет;
    • умению контролировать свое поведение, объяснять причины своих поступков.
  3. Способствовать развитию нравственно-волевой и эмоциональной сфер (развитию нравственно-волевых качеств: честность, сочувствие, доброта, понимание, целеустремлённость и др.)
  4. Способствовать умственному развитию (развитию речи, психических процессов и умственных действий: анализ, сравнение, обобщение, установление логических связей и др.).

Реализация программы.

Занятия по программе групповые, проводятся 1 раз в неделю по субботам на базе МБОУ «СОШ № 46» в течение учебного года. Набор дошкольников 6–7 лет в группы осуществляется на основе заявлений родителей. Количество детей в группах от 7 до 12 человек Продолжительность занятий — 30 минут. Занятия проводятся в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения. В начале обучения (на входе) проводится диагностика развития психических функций ребенка с целью выделения факторов риска в его развитии и выбора адекватных форм и методов работы с учетом особенностей ребенка. Такая же диагностика проводится и по окончании курса (на выходе) обучения в школе адаптивного развития с целью определения результативности работы и составления индивидуальных рекомендаций для дальнейшего успешного обучения.

В данной программе основное значение отводится задаче умственного развития ребенка (т.е. интеллектуальной готовности к школе).

Учение дается легче тому, у кого лучше развита память, быстрее работает мышление, кто скорее может что-то вообразить, обнаружить нестандартный путь решения и т.д. Основные психические функции: восприятие, внимание, память, воображение и т.д., — развиваются с помощью различных психологических игр.

Таким образом, обучение и развитие ребенка организуется в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности — игры.

Структура занятий по программе следующая:

  1. Приветствие-разминка (5 минут) способствует созданию положительного настроя, способствует сплоченности группы, развивает коммуникативные навыки.
  2. Основная часть: игра или упражнение на развитие психических процессов и умственных действий, ее обсуждение (10 минут). Игровые задания и игры способствуют ненавязчивому развитию памяти, внимания, воображения, связной речи. Ролевые игры формируют навыки личностного поведения.
  3. Энергетические, подвижные, коммуникативные игры, их анализ (10 минут). Такие игры также позволяют снять напряженность, содействуют эмоциональному и физическому развитию. Обсуждение игры (анализ) направлено на анализ и оценку своих чувств и чувств других детей, контроль своих действий и соотнесение их с действиями других детей.
  4. При подведении итогов (5 минут) дети также учатся говорить о своих чувствах, оценивать себя и других детей, учатся делать выводы.

Результаты.

Ожидаемые результаты:

  • желание узнать новое;
  • способность преодолевать трудности;
  • способность доводить начатое дело до конца;
  • умение вступать в контакт с новыми людьми;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие речи, воображения;
  • способность к организации, контролю и оценке;
  • развитие координации движений.

Занятия по данной программе имеют успех у родителей дошкольников. Сами дошкольники так же с удовольствием посещают данные занятия. Дети, прошедшие курс адаптивной подготовки к школе, в процессе дальнейшего обучения в школе, показывают более лучшие результаты по адаптации к школе и успеваемости.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе