«Развивай-ка» (программа адаптивного развития по подготовке детей к школе)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Одной из актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. На страницах специальной печати с тревогой сообщается о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе, — децелерации — замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, ортопедические дефекты. Готовность 6–7-летних детей к школе представляет драматическую картину:
- 80–90% имеют те или иные отклонения физического здоровья;
- более 70% имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций);
- около 60% имеют отклонения речевого развития;
- около 35% имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
- более 30% имеют несформированную сложнокоординированность движений руки и графических движений;
- около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети);
- 18–20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
- примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
Таким образом, низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 24–25%.
Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны:
- массовая алкоголизация и наркотизация населения (Всемирная организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин, т.е. табакокурение);
- злоупотребление фармацевтическими препаратами;
- некачественное питание беременных;
- последствия Чернобыльской катастрофы;
- «афганский « и «чеченский синдромы;
- отягощенная наследственная патология беременности и родов;
- анемия и неврозы у родителей;
- массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и здравниц;
- занятость родителей (отчасти их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);
- перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой информации;
- падение уровня жизни по стране.
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка к школе. Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений, навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.
Важными показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения.
Цели и задачи.
Цель данной программы — способствовать психологической готовности ребенка к школе.
Задачи программы:
- Содействовать формированию учебной мотивации-желанию учиться, узнавать новое
-
Содействовать формированию социальной позиции школьника:
- умению общаться со сверстниками, наладить контакты с другими детьми;
- способности выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушать, но и слышать просьбу, указание, совет;
- умению контролировать свое поведение, объяснять причины своих поступков.
- Способствовать развитию нравственно-волевой и эмоциональной сфер (развитию нравственно-волевых качеств: честность, сочувствие, доброта, понимание, целеустремлённость и др.)
- Способствовать умственному развитию (развитию речи, психических процессов и умственных действий: анализ, сравнение, обобщение, установление логических связей и др.).
Реализация программы.
Занятия по программе групповые, проводятся 1 раз в неделю по субботам на базе МБОУ «СОШ № 46» в течение учебного года. Набор дошкольников 6–7 лет в группы осуществляется на основе заявлений родителей. Количество детей в группах от 7 до 12 человек Продолжительность занятий — 30 минут. Занятия проводятся в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения. В начале обучения (на входе) проводится диагностика развития психических функций ребенка с целью выделения факторов риска в его развитии и выбора адекватных форм и методов работы с учетом особенностей ребенка. Такая же диагностика проводится и по окончании курса (на выходе) обучения в школе адаптивного развития с целью определения результативности работы и составления индивидуальных рекомендаций для дальнейшего успешного обучения.
В данной программе основное значение отводится задаче умственного развития ребенка (т.е. интеллектуальной готовности к школе).
Учение дается легче тому, у кого лучше развита память, быстрее работает мышление, кто скорее может что-то вообразить, обнаружить нестандартный путь решения и т.д. Основные психические функции: восприятие, внимание, память, воображение и т.д., — развиваются с помощью различных психологических игр.
Таким образом, обучение и развитие ребенка организуется в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности — игры.
Структура занятий по программе следующая:
- Приветствие-разминка (5 минут) способствует созданию положительного настроя, способствует сплоченности группы, развивает коммуникативные навыки.
- Основная часть: игра или упражнение на развитие психических процессов и умственных действий, ее обсуждение (10 минут). Игровые задания и игры способствуют ненавязчивому развитию памяти, внимания, воображения, связной речи. Ролевые игры формируют навыки личностного поведения.
- Энергетические, подвижные, коммуникативные игры, их анализ (10 минут). Такие игры также позволяют снять напряженность, содействуют эмоциональному и физическому развитию. Обсуждение игры (анализ) направлено на анализ и оценку своих чувств и чувств других детей, контроль своих действий и соотнесение их с действиями других детей.
- При подведении итогов (5 минут) дети также учатся говорить о своих чувствах, оценивать себя и других детей, учатся делать выводы.
Результаты.
Ожидаемые результаты:
- желание узнать новое;
- способность преодолевать трудности;
- способность доводить начатое дело до конца;
- умение вступать в контакт с новыми людьми;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие речи, воображения;
- способность к организации, контролю и оценке;
- развитие координации движений.
Занятия по данной программе имеют успех у родителей дошкольников. Сами дошкольники так же с удовольствием посещают данные занятия. Дети, прошедшие курс адаптивной подготовки к школе, в процессе дальнейшего обучения в школе, показывают более лучшие результаты по адаптации к школе и успеваемости.