«Методика ПТЛ» (авторская психодиагностическая методика)
Аннотация.
Разработка относится к професcиональной психодиагностике и может быть использована для оценки я-концепции и индивидуальных особенностей как у взрослого человека, так и у ребёнка. Технический результат заключается в обеспечении высокой валидности за счёт конвертации и последующей контаминации данной методики с психодиагностическим трафаретом.
Основное содержание проекта.
Для любой уважающей себя фирмы залогом успешной работы является низкая текучесть кадров — работники должны быть максимально удовлетворены своей работой. «Удовлетворённость работой» есть эмоционально-психологическое отношение работника к осуществляемой трудовой деятельности, складывающееся из конгруэнтности конечного результата трудовой деятельности эндогенным потребностям индивида, основывающихся на ряде субъективных качеств, таких как пол, возраст, статус, трудовой стаж, интеллектуальные способности и т.п.
На данный момент существует множество тестовых опросников, по «расшифровкам» которых можно узнать особенности того или иного трудового коллектива по целому ряду психодиагностических показателей. Некоторые психологи считают, что объём теста прямо пропорционален его валидности. Но на самом деле подобные методики дают лишь «скан» конкретной ситуации определённого периода. К тому же не все тестируемые соглашаются добровольно потратить час-полтора на психодиагностику. Единственным экспресс тестом для диагностики настроения и общей удовлетворённости работой является американский «физиономический тест Кунина». Однако практическое его применение выявляет ряд недостатков, самый существенный из которых — гендерно-возрастная специфика изображённой «физиономии» — лица зрелого мужчины. Не все женщины способны адекватно оценить своё эмоциональное состояние, «примеряя» на себя мужской образ.
Для унификации подобной диагностики был разработана методика ПТЛ (психодиагностический тест Левченко).
Материал: 6 цветных психодиагностических трафаретов, 6 карточек с изображением типов эмоций, бланки протоколов теста (представлены в разделе «Дополнительные материалы»).
Психодиагностические трафареты заслуживают более подробного описания. Они могут быть использованы для выявления индивидуально-типологических различий. Существующий аналог психодиагностики, известный как «восьмицветный тест Люшера» характеризуется невысокой надёжностью, а также лишен подкрепления результатов другими методами диагностики. Подобные недостатки выявляются при тестировании, например, параллельном «потенциального суицидника» и обычного «идейного фанатика», выбирающих цветовое сочетание чёрного и жёлтого по различным мотивам: из-за автоагрессии в первом случае и возникших ассоциациях (сочетание напоминает националистический флаг) — во втором. В разработке эта проблема решается путём соединения «теста Люшера» с «тестом Деллингера» в виде цветового трафарета проективной методики психодиагностики.
Описание: психодиагностический тест Левченко относится к экспресс тестам и применяется для диагностики я-концепции и общего настроения при оценке уровня удовлетворённости учёбой/работой в конкретной ситуации. Тест отличается универсальностью при тестировании смешанных групп (мужчин и женщин).
Процедура проведения: психолог зачитывает инструкцию. В процессе тестирования он вносит в протокол напротив порядкового номера тестируемого литеру карточки и номер трафарета, выбранных диагностируемым.
Интерпретация настроения:
a) - - - (очень плохое);
b) - - (плохое);
c) — (пониженное);
d) + (уравновешенно-хорошее);
e) + + (очень хорошее);
f) + + + (повышенный оптимизм).
Интерпретация индивидуальных особенностей (выбор психодиагностического трафарета):
- жёлтый трафарет круга — беспрепятственное распространение, весёлость, заинтересованность в доброжелательных межличностных отношениях;
- зелёный трафарет треугольника — желание повысить уверенность в себе, стремление к лидерству, честолюбие;
- красный трафарет многоугольника — возбудимость, энергичность, креативность, потребность в стимулирующей деятельности;
- тёмно-синий трафарет прямоугольника — спокойствие, пытливость, смелость;
- коричневый трафарет овала — лёгкий эгоизм, вербальная раскрепощённость;
- чёрный трафарет квадрата — усердие, эмоциональная выносливость, потребность в уюте.
Инструкция: Вы видите перед собой шесть карточек с изображением типов эмоций. Выберите карточку, взгляд на которой наиболее соответствует Вашему настроению на данный момент. Также перед Вами лежат шесть цветных рамок. Наложите наиболее понравившуюся на выбранную карточку.
Было проведено диагностирование курсантов 1-2 курсов ФПП МосУ МВД (всего 50 диагностируемых, 38 девушек и 12 юношей в возрасте от 18 до 20 лет) в два этапа (в начале и в конце ноября — перед сдачей зачётов) для выявления изменений эмоционального настроения в рамках учебного процесса («задолго до-» и непосредственно перед сдачей зачёта). На первом этапе преобладало уравновешенно-хорошее (d) состояние в сочетании с жёлтым и синим цветами. На втором этапе наблюдалось пониженное (c) состояние в сочетании с зелёным и красным цветами, что объясняется повышением тревожности, связанной с привычкой подавляющего большинства учащихся вузов откладывать качественную подготовку к зачёту или экзамену на самый последний момент. Данная методика имеет высокий уровень очевидной валидности и может быть использована не только в фирмах или на предприятиях, но и в высших учебных заведениях — от эмоционального состояния индивида может зависеть работоспособность всех субъектов деятельности.
Апробация.
- публикация методики: Левченко В. В. Измерение настроения индивидов для оценки психоэмоционального состояния коллектива [Текст] / В. В. Левченко // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 246–248
- золотая медаль молодёжного конкурса инноваций Салона инноваций и новых технологий New Time-2012.