«Я играю чувства» (методическая разработка)
Высоко в небе на белом пушистом облаке жил был Ангел. Ангел был еще маленький, но очень любопытный. Со своего пушистого облака он смотрел на землю и ему хотелось побыстрее спуститься вниз, и посмотреть что там за этой голубой дымкой. Но больше всего он хотел увидеть людей и научиться им помогать. Ангел любил фантазировать. Он представлял себе красивые дворцы, деревья, горы и среди всего этого великолепия живут люди, маленькие и большие.
Каждый день Ангел просил взрослых взять его с собой, но Ангелы говорили ему: «Не спеши, малыш, подрасти, прежде чем отправиться на землю нужно многое понять про себя и про людей, живущих на земле». Он долгое время проводил за тем, что снова и снова представлял себя там внизу в этом удивительном мире.
И однажды, когда все взрослые Ангелы улетели по своим делам, маленький Ангел решил самостоятельно отправиться на Землю. Он опустился на небольшой дворик. Там было много детей. Некоторые малыши играли в песочнице, другие качались на качелях, всем было весело. Вот они какие, эти люди и мир, в котором они живут. Ангел с интересом рассматривал все вокруг.
Вдруг он увидел мальчика, тот ходил один, грустный и его ничего не радовало. «Ему нужна помощь,- подумал Ангел, но как же я могу ему помочь». Он вспомнил, как взрослые Ангелы предупреждали его, что он не готов еще отправляться на Землю. Что делать, он уже здесь и нужно действовать. Ангел подошел к мальчику, обнял его и почувствовал, что мальчик совсем холодный. Он стал согревать его своим теплом. Понадобилось немало времени, пока Ангел почувствовал тепло и неожиданно мальчик улыбнулся, раз, два и стал хохотать весело и задорно. Неужели получилось! Так маленький Ангел отогрел сердце мальчика и понял свое предназначение — помогать детям видеть мир разным: веселым и грустным, пугающим и удивительным…
В настоящее время большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей, при этом развитие эмоциональной сферы ребенка не всегда попадает в круг основных целей развития. Хотя формирование «умных» эмоций, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных и приоритетных задач воспитания.
У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому созданный цикл сказкотренингов, направленных на развитие эмоциональной сферы, очень актуален и важен.
Сказка — настоящий символ детства, где присутствуют герои и антигерои, сценарии, которые могут стать даже жизненными сценариями, описание моральных и нравственных законов жизни, обращенных напрямую в бессознательное. Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто прослушает и представит себе сказку, но сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира.
Согласно периодизации личности по Э. Эриксону, в возрасте 5–7 лет основными параметрами развития являются инициатива и игровая идентификация. Умение ребенка идентифицироваться с различными ролями, быть адекватным в разных игровых ситуациях способствует его социальной успешности в будущем. В сказкотренингах ребенку предлагается много ролей на выбор, при этом период нахождения в роли может определяться самим ребенком. Свобода выбора приучает ребенка быть ответственным за свои поступки, принимать на себя некоторые обязательства.
Для целенаправленной, системной работы с детьми важно определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций, но наиболее удобной для практических целей, на наш взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации мы и придерживались в предложенных сказкотренингах.
Сказочный мир, с его чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекал детей разного возраста, а в особенности детей дошкольного возраста. Погружаясь в воображаемый нереальный мир, ребенок активно действует в нем, изменяет его, а затем переносит свой накопленный опыт в реальный мир, преобразуя его. Принимать решения в трудных ситуациях, самостоятельно преодолевать барьеры, верить в силу добра и любви гораздо интересней в роли сказочного героя, чем, будучи просто Васей, Машей или Петей. Дети очень любят сказки, потому что в них, по словам А. Менегетти, «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь».
Целью созданного цикла сказкотренингов является обогащение эмоционального мира детей, формирование нравственных чувств, содействие в возможности проявлять чувства в созданных ситуациях через погружение в сказочное пространство.
В процессе сказкотренинга дети тренируются правильно проявлять ту или иную эмоцию, узнавать ее по описанию, проживать разные чувства и рассказывать о них, а также учатся делать и принимать собственный выбор. Если проводить данный цикл в новом коллективе, то дополнительно будет решаться задача адаптации к новым условиям, сплочения и принятия друг друга.
Идея использования сказки в такой форме принадлежит Н. Погосовой в коррекционно-развивающей программе «Погружение в сказку», по такому же принципу построены и данные сказкотренинги, но направлены на решение других задач.
Опосредованными участниками занятий являются родители детей. Они не только зрители, но и активные наблюдатели. Перед каждой сказкой для родителей проводится небольшая беседа, в которой сообщается, на развитие и проявление каких чувств направлен данный сказкотренинг. По окончанию всего цикла сказок проводится совместная итоговая встреча с детьми и родителями, где предлагаются разные формы обратной связи. Это может быть как свободная беседа с родителями, так и структурированные анкеты и опросники.
Входящая и итоговая диагностика психоэмоционального состояния детей проводится по методике Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой «Волшебная страна внутри нас». В конце каждой сказки можно предлагать детям рисовать понравившихся героев, интересные сцены из сказки или предложить детям рассказать о задуманном рисунке. «Если бы у вас сейчас по-настоящему были кисточки, краски и бумага, то, какого героя из сказки ты бы нарисовал и что делал бы твой герой?» — говорит ведущий.
В методической разработке представлено девять сказкотренингов с различными по сложности и наполненности сказками. Все предложенные в разработке сказкотренинги были апробированы в течение трех лет на занятиях с детьми в системе дополнительного образования и зарекомендовали себя как надежный инструмент развития эмоциональный сферы ребенка.
По итогам реализации методической разработки могут быть получены следующие результаты участников:
- положительные изменения в способности к различию и проявлению эмоций;
- приобретение детьми опыта управления своим эмоциональным состоянием;
- повышение уверенности в себе, снижение тревожности;
- осознание ребенком собственной ответственности за свои поступки, умение принимать решения;
- приобретение опыта конструктивного взаимодействия в группе.
Конечным результатом проекта является выпуск брошюры в издательстве.