- Долганова Светлана Руфиновна
педогог-психолог, ГКС(к) ОУ ЛО Специальная (коррекционная) школа-интернат "Красные Зори", (Санкт Петербург)
- Смирнова Анна Игоревна
директор, ГКС(к) ОУ ЛО Специальная (корреционная) школа-интернат "Красные Зори", (Санкт-Петербург)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях подготовки перехода на ФГОС.
В рамках подготовки перехода на единые образовательные стандарты в самой уязвимой ситуации оказываются специализированные коррекционные учреждения для воспитанников с особыми образовательными потребностями. Здесь обучаются дети с различными нарушениями интеллектуальной, эмоционально-волевой и физической сферы. Наличие инвалидности затрудняет их социализацию и нарушает личностное развитие. Зачастую состояние здоровья осложняется социальной дезадаптацией и кризисным состоянием семей, из которых они прибыли. Сиротство, безнадзорность — это еще две составляющие, которые осложняют социальную адаптацию, снижают мотивацию обучения, усиливают стремление к саморазрушающему поведению подростков спецшкол и интернатов.
Непростая ситуация складывается для педагогов, работающих с этими детьми. Большой педагогический стаж и связанные с ним процессы эмоционального выгорания ведут к конфликтам в сфере общения с детьми и коллегами. Чувство беспомощности и неэффективности деятельности снижает мотивацию работы.
Специалистов для работы с дезадаптированными подростками не готовят в педагогических ВУЗах.
Ситуация нестабильности в обществе привела к резкому оттоку кадров и в образовательных учреждениях воспитателями порой работают люди без педагогического образования.
Создание образовательной программы «Педагог — созидатель дисциплины» продиктовано необходимостью оказания комплексной помощи как начинающим педагогам и так и педагогам с большим стажем работы.
Практика показывает, что самостоятельно педагогу бывает трудно овладеть навыками работы с детьми специальных учреждений. Предлагаемая программа предназначена для развития навыков партнерского взаимодействия педагогов и учащихся. Педагоги обучаются умению эффективно вмешиваться в «плохое» поведение учащихся.
Цели и задачи проекта:
Основная цель:
- создание системы условий, в которых происходит развитие личности;
- обучение педагогов коммуникативно-компетентному поведению.
Задачи проекта:
- Определение наиболее проблемных зон педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
- Определение стилей воспитательного воздействия, которые использует педагог.
- Определение уровней тревожности, познавательной активности, учебной мотивации учащихся.
- Включение педагогов в психолого-педагогический семинар «Педагог-созидатель дисциплины»
- Обучение педагогов навыкам поведения, помогающим строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины.
- Обучение педагогов навыкам саморелаксации и позитивной рефлексии своего поведения.
Основное содержание работы.
Программа семинара рассчитана на 8 занятий по 2 часа каждое, продолжительность занятий может меняться в зависимости от потребностей группы. Частота занятий устанавливается в зависимости от возможностей педагогов. Из опыта работы получалось не чаще 1 раза в неделю. Занятия проводились в отдельном помещении, достаточно просторном для свободного размещения и передвижения во время упражнений.
Возможно проведение таких занятий в сенсорной комнате, где есть соответствующее оборудование. Возможно использование интерактивной доски для демонстрации видеороликов и презентаций.
Оптимальная численность группы — 10–12 человек.
Перед тем как начать работу на семинаре необходимо мотивировать участников т.е. подробно рассказать о целях, задачах и правилах работы, режиме и выяснить ожидания педагогов.
Материальное обеспечение:
- таблицы-технологии педагогического воздействия на учащихся, нарушающих дисциплину (по 9 таблиц на каждого участника). Примеры «плохого» поведения учеников (из личного опыта учителей и воспитателей);
- презентации «Агрессивное поведение подростков», «Конфликт и пути разрешения».
В рамках работы над проектом «Педагог — созидатель дисциплины» в 2012 г. были проведены:
1. Подготовительный этап.
- Анкетирование педагогов. Ответы на вопросы анкеты «Стили педагогической деятельности» (анонимно) — 2 часа;
- Анкетирование учащихся. Анкета «Учитель — ученик» составлена на основе Шкалы «ТС -1» (Ханин, Стамбулов, 1976г.) (анонимно) — 2 часа;
- Тестирование учащихся (опросник Спилберга (часть 2) — 8 класс и 10 класс) — 4 часа.
В результате анализа полученных данных составлен план работы и определены сроки реализации семинара.
2. Семинар «Педагог — созидатель дисциплины»
Основная цель:
- повысить коммуникативную компетентность учителей и воспитателей;
- научить педагогов создавать партнерские отношения с учащимися в классе.
Задачи:
- Формировать у педагога навыки поведения, которые помогут распознавать истинную цель поступка и в соответствии с ней выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
- Помочь разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.
Основные темы семинара:
- Личность воспитывается личностью. «Знакомство» участников семинара.
- Мотивация к занятиям. Формулировка правил работы. Определение понятий.
- Законы поведения по Рудольфу Дрейкусу.
- ШКД. Школьный план действий.
- Привлечение внимания как мотив «плохого» поведения
- Власть и месть как мотивы «плохого» поведения
- Позитивное мышление. Позитивная речь. «Я –высказывание»
- Избегание неудачи как мотив нарушения дисциплины.
- Тренировка навыков. Разбор ситуаций.
Анализ результатов проводится на основе обратной связи в конце каждого занятия. Письменные высказывания анализируются и используются при подготовке к следующему занятию.
В результате обучения: слушатели смогут более уверенно и успешно выходить из непростых ситуаций. Смогут на собственном примере демонстрировать не агрессивные формы выхода из конфликтных ситуаций.
Семинар способствует личностному росту его участников и учеников, с которыми они работают.
Результативность отслеживается путем мониторинга проблем с помощью анкет и опросников приведенных выше.