- Гильманшина Гузель Фанавиевна
-, психолог, Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-оздоровительный цент семьи и детей "Голубое озеро", (Нижневартовск)
Актуальность.
В период проведения летней оздоровительной компании загородные лагеря решают проблемы занятости, укрепления и сохранения здоровья, профилактики асоциальных явлений, успешной социальной адаптации личности, удовлетворения интересов и потребностей, развития потенциальных способностей детей и подростков.
Психологическое сопровождение отдыха детей необходимо для того, чтобы «среда обитания» в период летних каникул приобрела развивающий характер и способствовала личностному развитию с одной стороны, а с другой стороны, имела и коррекционную направленность, но оставалась привлекательной для детей и подростков.
Реализация программы социально-психологического сопровождения детей и подростков в рамках летнего оздоровительного лагеря, направлена на создание психологического комфорта, развитие коммуникативных навыков, воображения, памяти, мышления, способностей у детей к дифференциации эмоциональных состояний, выявление сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей.
Научная и практическая значимость проекта.
Определены методы социально-психологического сопровождения детей и подростков, с целью обеспечения условий эмоционального комфорта на период пребывания в детском оздоровительном лагере. Практическая значимость — разнообразные инновационные и экспериментально проверенные методы психологического сопровождения несовершеннолетних могут найти применение, как в учреждениях социального обслуживания, так и в общеобразовательных учреждениях.
Цели и задачи.
Цель: обеспечение полноценного психического и личностного комфорта ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.
Задачи:
- оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
- формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;
- развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;
- содействие снятию эмоционального напряжения;
- развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Проект реализован в 2012 г. в рамках летнего оздоровительного лагеря.
Целевая группа: несовершеннолетние от 7 до 17 лет
Основные направления работы:
- диагностическое;
- консультационное;
- просветительское;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое.
Основные методы работы:
- лекции, тематические беседы;
- психодиагностические методы (анкетирование, тестирование);
- методы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии;
- техники телесно-ориентированные, медитативно-релаксационные.
Подготовительный этап: разработка программы социально-психологической поддержки всех членов коллектива лагеря (изучение литературы по данной проблеме, подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др., просвещение педагогов), обучение педагогического персонала, подготовка вожатых в рамках программы «Школа вожатского мастерства».
Основной этап: диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей и эмоционального состояния воспитанников и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку. Подготовка коррекционных (групповых и индивидуальных) и развивающих занятий. Индивидуальная работа по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной психологической помощи. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям в воспитательной работе.
Итогово-аналитический этап: проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы. Определение перспектив развития проекта. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по работе с детским временным коллективом.
Результаты, выводы
В течение 4-х летних оздоровительных смен проводилось исследование уровня эмоционального комфорта, активности, вовлеченности детей и подростков в деятельность лагеря. Полученные результаты диагностических срезов участников анкетирования показали, что эмоциональный фон положительный у 94,8%, полная социально-психологическая адаптация у 94,6%, снижение уровня тревожности, агрессивности у 87,7%, интеграция в социуме путем расширения круга общения у 87,9%, повышение коммуникативных способностей и самооценки у 91,5%. Разработано и распространено более 520 памяток и информационных буклетов. Оказано 256 консультаций, из них: воспитателям — 41, вожатым — 56, воспитанникам — 57, руководителям кружков дополнительного образования — 16, родителям — 86.
Многочисленные позитивные отзывы участников летних оздоровительных смен, их родителей и педагогов свидетельствуют об эффективности данного проекта.
Анализ реализации проекта показал, что примененные формы и методы психологического сопровождения детей и подростков являются оправданными и способствовали обеспечению полноценного психического и личностного развития личности. Поставленные цели и задачи достигнуты.
В летних оздоровительных сменах 2012 г. приняли участие 687 детей и подростков города.