- Ефимова Светлана Андреевна
педагог-психолог, ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж», (Самара)
Проблема.
Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире . Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди студентов колледжа. Основанием для разработки программы послужили: Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков», «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», утвержденная Приказом Минобразования РФ N 619 от 28.02.2000г.
Цели и задачи.
Главная цель: развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, не употреблять вредных веществ для снятия стресса.
Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста позволяет студентам выбрать осознанную жизненную позицию, сформировать рациональную систему достижения радости и успеха.
Задачи.
Учащиеся:
- Развить уверенность студента в собственной успешности, в своих силах, с помощью создания ситуации успеха в колледже.
- Обучить способам снятия эмоциональной напряженности, эмоциональной разрядки без употребления вредных веществ.
- Помочь в развитии полученных знаний в различных формах деятельности.
Педагоги:
- Ознакомить педагогов с особенностями поведенческих реакций подростков.
- Обучить способам создания условий, повышающих психологическую комфортность образовательной среды колледжа.
Родители:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей студентов в вопросах профилактики суицида.
- Обучить способам взаимодействия с ребенком с учетом индивидуальных особенностей подростка.
Содержание проекта.
Участники: студенты, педагоги, родители колледжа ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»
Реализация профилактической Программы в целевых группах:
1 целевая группа — работники колледжа: преподаватели, классные руководители.
- проведение семинаров, круглых столов;
- знакомство педагогов со специальной литературой; фильмами, презентациями;
- индивидуальные и групповые консультации по вопросам здорового образа жизни, суицидального риска в среде молодежи и подростков.
Ожидаемые результаты: обучение персонала колледжа управлению процессом формирования здорового образа жизни в группах, путем проведения совместных семинаров, дискуссий за круглым столом.
2 целевая группа — студенты колледжа.
- беседы, дискуссии;
- внеклассные мероприятия, направленные на повышение активности студентов;
- молодежные акции;
- флеш-моб;
- квест;
- тренинги, ролевые игры.
3 целевая группа — родители студентов колледжа.
- работа по оптимизации взаимоотношений студентов в диаде ребенок-родитель.
Тематический план программы представлен в разделе «Дополнительные материалы».
Результаты реализации программы.
Промежуточный результат. Реализация профилактической программы способствует:
- Улучшению состояние здоровья студентов, распространению в молодежной среде идеалов здорового образа жизни.
- Уменьшению количества студентов, склонных к асоциальному поведению, группы риска и состоящих на внутреннем учете колледжа.
- Повышению уровня самоактуализации личности студентов, воспитанию у них личной ответственности за собственное здоровье и благополучие.
Итоговый результат. Программа реализовалась в течение 2011–12 уч.г. Главным показателем эффективности работы по программе со студентами является снижение уровня ситуативной и личностной тревожности. Исследования этих показателей проводились до и после проведения тренинговых занятий по программе «Построй своё будущее».
Средние показатели по группам
Уровень тревожности |
Виды тревожности |
|||
Личная тревожность |
Ситуативная тревожность |
|||
до тренинга |
после тренинга |
до тренинга |
после тренинга |
|
Низкая |
2% |
2% |
1% |
4% |
Умеренная |
69% |
78% |
69% |
71% |
Высокая |
29% |
20% |
29% |
25% |