Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическая подготовка к ЕГЭ» (психологическая программа для выпускников школ)


Автор:

Актуальность.

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно, и каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:

1. Когнитивные трудности — это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память. Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:

  • психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость,
  • игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.

2. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.

3. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:

  • трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
  • трудности, связанные с ролью взрослого;
  • трудности, связанные с критериями оценки;
  • трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;
  • трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.

Программа разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.

Цели и задачи.

Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи программы:

  • обучить выпускников приемам активного заполнения;
  • обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
  • обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

Содержание проекта.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.

Программа состоит из четырех модулей:

  1. Память и примы заполнения. Методы запоминания текстов.
  2. Приемы волевой мобилизации.
  3. Приемы релаксации и снятия напряжения.
  4. Установка на успех.

Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.

Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели.

1. Данные наблюдения (каждый параметр — по условной 5-балльной шкале):

  • эмоциональная включенность,
  • деловая включенность,
  • общая удовлетворенность от занятия.

2. Методы организации обратной связи:

  • учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием;
  • учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.

3. Результаты тестов «Мое самочувствие», «Стресс-тест», «Тест эмоций».

Результаты реализации программы

 

Критериями эффективности реализации программы являются:

  • полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ЕГЭ;
  • осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;
  • самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;
  • оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.

У учащихся, прошедших тренинг отмечается снижение уровня личностной и школьной тревожности (данные результаты получены при проведении диагностики по методикам Спилбергера и Филлипса), повышения уровня развития опосредованного запоминания и словесно-логического мышления (данные результаты получены при проведении методик «Пиктограмма» и «Последовательность событий». Учащимися отмечается снижение беспокойства по поводу предстоящих экзаменов. Кроме того, они отмечают, что усвоенные на тренинге знания помогли им готовиться к экзаменам.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su