«Психологическая подготовка к ЕГЭ» (психологическая программа для выпускников школ)
Актуальность.
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно, и каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:
1. Когнитивные трудности — это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память. Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:
- психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость,
- игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.
2. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.
3. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:
- трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
- трудности, связанные с ролью взрослого;
- трудности, связанные с критериями оценки;
- трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;
- трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.
Программа разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.
Цели и задачи.
Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи программы:
- обучить выпускников приемам активного заполнения;
- обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
- обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
Содержание проекта.
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.
Программа состоит из четырех модулей:
- Память и примы заполнения. Методы запоминания текстов.
- Приемы волевой мобилизации.
- Приемы релаксации и снятия напряжения.
- Установка на успех.
Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.
Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.
Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели.
1. Данные наблюдения (каждый параметр — по условной 5-балльной шкале):
- эмоциональная включенность,
- деловая включенность,
- общая удовлетворенность от занятия.
2. Методы организации обратной связи:
- учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием;
- учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.
3. Результаты тестов «Мое самочувствие», «Стресс-тест», «Тест эмоций».
Результаты реализации программы
Критериями эффективности реализации программы являются:
- полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ЕГЭ;
- осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;
- самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;
- оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.
У учащихся, прошедших тренинг отмечается снижение уровня личностной и школьной тревожности (данные результаты получены при проведении диагностики по методикам Спилбергера и Филлипса), повышения уровня развития опосредованного запоминания и словесно-логического мышления (данные результаты получены при проведении методик «Пиктограмма» и «Последовательность событий». Учащимися отмечается снижение беспокойства по поводу предстоящих экзаменов. Кроме того, они отмечают, что усвоенные на тренинге знания помогли им готовиться к экзаменам.