«Предыстория акмеологии России» (монография)
Актуальность исследования.
Акмеология — относительно молодая, но успешно развивающаяся область научного знания, которая занимается проблемами достижения наивысшего совершенства человеком и обществом. Особенность акмеологии заключается в том, что именно в России она оформилась как самостоятельная научная дисциплина.
Цели, предмет и организация исследования.
Цель работы — с одной стороны, раскрыть элементы акмеологических принципов, идей в трудах выдающихся русский ученых. С другой стороны — это обосновать и уточнить акмеологический подход в методологическом отношении с учетом современных проблем и представлений. Предмет исследования — это исторические предпосылки становления акмеологии в России. Мы исходили из того, что акмеология в России сформировалась в недрах психологии. В связи с этим, теоретической основой настоящего исследования была концепция истории психологии, представленная в работе Б.Г. Ананьева «Очерки русской психологии XVIII и XIX веков» (1947). На основании анализа данной работы было отобрано 19 выдающихся мыслителей, естествоиспытателей, психологов и педагогов России, деятельность которых способствовала формированию, как научной психологии, так и акмеологии в нашей стране.
Гипотезы:
- Предпосылки акмеологии отражаются в логике движения научной мысли в России в целом с момента ее интенсивного развития (эпоха реформаторской деятельности Петра I);
- История и предыстория науки, в сущности, представляет собой историю восхождения личностей ученых в рамках определенной школы. Исследование предпосылок акмеологии (как представлений о вершине вообще) может вестись в контексте этапов восхождения личности ученого к вершинам его деятельности.
- Этапы профессионального становления ученого можно рассматривать как формирование и реализацию акмеологического потенциала личности. Эвристическую роль при этом играют категории: состояние, свойство, гармония. Движение человека от одного достижения к другому понимается как смена состояний. В каждом состоянии проявляются определенные свойства, способствующие или препятствующие достижению успеха. Высший момент в этом процессе — это достижение гармонии (как внутренней целостности личности и, в отношении ученого, завершенности своих концептуальных построений).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- разработка подхода к изучению предыстории акмеологии России на основе историко-философского анализа;
- структурирование акмеологических категорий (акме, кульминация, топ) и принципов (состояние, свойство, гармония) и определении их эвристического значения;
- формулирование и обоснование акмебиографического подхода к исследованию процесса профессионального совершенствования выдающихся личностей;
- раскрытие акмеологичности идей выдающихся ученых России.
Практическая значимость исследования — использование полученных результатов для специализаций: педагогическая акмеология, акмеология профессионального становления; в разработке лекционных курсов по истории акмеологии. Исследование открывает возможности для создания таких прикладных разделов акмеологии как: карьерология, катабология, этнология и других.
Структура монографии.
Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых имеет отдельную библиографию), заключения и шести приложений. Общий объем — 198 страниц; 11,5 печатных листов.
В первой главе рассматриваются наиболее общие историко-философские и естественно научные предпосылки развития психологии, как базы для становления и выделения в самостоятельную область акмеологии. Раскрываются триединство акме и признаки акмеологичности — состояние, свойство и гармония.
Во второй главе с позиций акмебиографического метода анализируются жизненные пути выдающихся деятелей российской науки, выявляются общие закономерности достижения успеха в научной деятельности, раскрывается акмеологичность их идей.
В третьей главе затрагиваются вопросы перспектив развития акмеологии, описываются основные акмеологические модели. Выделяются уровни совершенствования человека в системах «человек-человек», «человек-общество», «человек-природа».
Результаты и выводы.
В данном исследовании была раскрыта методология познания вершинного развития с опорой на историко-философский фундамент. Показана эвристическая роль акмеологической теории, суть которой заключена в трех аспектах:
- расширение смыслового содержания понятия акме и обоснование специфических методов акмеологии.
- уточнение границ понятия акме, подчеркивание ее многогранного характера, что делает акмеологию фундаментальной наукой о вершинном развитии в целом.
- преодоление традиционного подхода в исследовании акмеологичности человека, обосновании того, что наряду с акме (предел восходящей линии развития) существует кате (предел нисходящей линии развития), а само развитие — это диалектический процесс чередования акме и кате (пиков и спадов в терминологии Б.Г. Ананьева) творческой активности личности.
- выделение системы отношений, в которых может изучаться совершенствование человека: «человек — человек», «человек — общество», «человек — природа.
Особенность исследования — конкретность выбранных объектов, которые были определены Б.Г. Ананьевым. Анализ жизненного пути каждого из выдающихся ученых с помощью акме-биографического подхода позволил выявить следующие общие закономерности:
- это высокая образованность, освоение лучшего отечественного и зарубежного опыта. Достижения акме каждым было обязательно связано с поддержкой значимого учителя. Также у всех складывались исключительно благоприятные, доверительные отношения в семье.
- опора на философские основания и материалистических подход к познанию и преобразованию реальности.
- на жизненном пути ученых четко прослеживаются две линии совершенствования: профессионального и социального развития, на каждой из которых есть свои акме (профессиональные и социальные).
Личности выдающихся людей являются в высшей степени целостными, сочетающими теорию и практику, научную и общественную деятельность. В предыстории акмеологии России можно выделить три линий, в русле которых происходило формирование представлений о достижении вершины человеком:
- 1-я линия (философская) — представлена воззрениями В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Я.П. Козельского.
-
2-я линия (естественнонаучная), которая в свою очередь условно может быть разделена на две ветви:
а) биологов и физиологов — К. Бэр, Н.А. Северцов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин;
б) врачей — Н.И. Пирогов, И.М. Балинский, И.П. Мержеевский, В.М. Бехтерев. Особое положение занимает выдающийся химик и мыслитель Д.И. Менделеев. - 3-я линия (психолого-педагогическая) — К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.А. Потебня.