«Профилактика агрессивного поведения подростков» (профилактическая программа)
Актуальность и научная значимость.
Актуальность программы. В условиях ГКУСО «Изобильненского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» проживают подростки, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других были подвержены негативным внешним взаимодействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Эти дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры. Они находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами этого являются: негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, неблагополучная обстановка в семье, недостаток или отсутствие положительного эмоционального опыта. У таких детей, как правило, формируется неадекватная самооценка, которая мешает им наладить контакт с окружающими людьми, ребенок все чаще проявляет агрессивное поведение, в результате чего, многие дети просто не умеют взаимодействовать с окружающими, конфликтуют со сверстниками и не идут на компромисс.
Для преодоления этих трудностей в социально-реабилитационной работе с подростками необходимо уделить внимание профилактике агрессивного поведения подростков.
Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной программы профилактики агрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков из социально-опасных семей и находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цели и задачи.
Цель программы: профилактика агрессивного поведения подростков ГКУСО «Изобильненского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Задачи:
- обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
- обучение детей навыкам распознавания и контроля, умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
- формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Реализация проекта.
Работа по программе ведется с ноября 2011 года и по настоящее время.
В целях проведения успешной профилактической работы необходимо учитывать следующие правила:
- контакт с ребенком;
- уважительное отношение к личности ребенка;
- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
- безоценочное восприятие личности ребенка;
- сотрудничество с ребенком, оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции.
Работу в группе необходимо проводить в мини-группах по 5–6 человек. Количество занятий с детьми должны быть не менее 1–2 раз в неделю. Продолжительность занятий — 40 минут.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогического коллектива и сотрудников. В соответствии с этими требованиями программа была разбита на два блока, каждый из них реализуется в трех этапах.
1 блок — профилактика агрессивного поведения подросткового возраста.
На первом этапе осуществлялась профилактическая работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование ситуации в целом. На этом этапе в работе с детьми использовались следующие методы и способы:
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку;
- громко кричать, используя «стаканчик для криков»;
- пинать ногой подушку или консервную банку;
- втирать пластилин в картон или бумагу;
- использовать водяной пистолет, надувные дубинки.
На втором этапе данного блока осуществлялась работа, направленная на обучение детей навыками контроля и управления собственным гневом. Работа в этом направлении заключается:
- в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
- в закреплении этих навыков в ролевой игре (провоцирующей проблемную ситуацию);
- в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
На третьем этапе осуществлялась работа, направленная на формирование осознания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.
2-ой блок — работа с педагогическим составом, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
На первом этапе осуществлялась работа, направленная на обучение сотрудников приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
- «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
На втором этапе осуществлялась работа, направленная на обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния.
На третьем этапе осуществлялась работа, направленная на установление границ дозволенного для несовершеннолетних. В условиях нашего учреждения, ребенку необходимо уяснение им правил взаимоотношений с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса.
Результаты и выводы.
Анализируя результаты работы по программе «Профилактика агрессивного поведения подростков» можно выделить следующие:
- подростки стали менее конфликтны, снизился рост агрессивных тенденций.
- сотрудники учреждения научились конструктивно взаимодействовать не только с воспитанниками, но и между собой. В результате усвоения навыков саморегуляции они открыто проявляют свои эмоции по отношению к другим социально приемлемыми способами. Научились приемам толерантности.