Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Профилактика агрессивного поведения подростков» (профилактическая программа)


Автор:
Ширяева Ольга Александровна
с. Тищенское, Ставропольский край

Актуальность и научная значимость.

Актуальность программы. В условиях ГКУСО «Изобильненского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» проживают подростки, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других были подвержены негативным внешним взаимодействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Эти дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры. Они находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами этого являются: негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, неблагополучная обстановка в семье, недостаток или отсутствие положительного эмоционального опыта. У таких детей, как правило, формируется неадекватная самооценка, которая мешает им наладить контакт с окружающими людьми, ребенок все чаще проявляет агрессивное поведение, в результате чего, многие дети просто не умеют взаимодействовать с окружающими, конфликтуют со сверстниками и не идут на компромисс.

Для преодоления этих трудностей в социально-реабилитационной работе с подростками необходимо уделить внимание профилактике агрессивного поведения подростков.

Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной программы профилактики агрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков из социально-опасных семей и находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Цели и задачи.

Цель программы: профилактика агрессивного поведения подростков ГКУСО «Изобильненского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».

Задачи:

  • обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
  • обучение детей навыкам распознавания и контроля, умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
  • формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Реализация проекта.

Работа по программе ведется с ноября 2011 года и по настоящее время.

В целях проведения успешной профилактической работы необходимо учитывать следующие правила:

  • контакт с ребенком;
  • уважительное отношение к личности ребенка;
  • положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
  • безоценочное восприятие личности ребенка;
  • сотрудничество с ребенком, оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции.

Работу в группе необходимо проводить в мини-группах по 5–6 человек. Количество занятий с детьми должны быть не менее 1–2 раз в неделю. Продолжительность занятий — 40 минут.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогического коллектива и сотрудников. В соответствии с этими требованиями программа была разбита на два блока, каждый из них реализуется в трех этапах.

1 блок — профилактика агрессивного поведения подросткового возраста.

На первом этапе осуществлялась профилактическая работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование ситуации в целом. На этом этапе в работе с детьми использовались следующие методы и способы:

  • комкать и рвать бумагу;
  • бить подушку;
  • громко кричать, используя «стаканчик для криков»;
  • пинать ногой подушку или консервную банку;
  • втирать пластилин в картон или бумагу;
  • использовать водяной пистолет, надувные дубинки.

На втором этапе данного блока осуществлялась работа, направленная на обучение детей навыками контроля и управления собственным гневом. Работа в этом направлении заключается:

  • в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
  • в закреплении этих навыков в ролевой игре (провоцирующей проблемную ситуацию);
  • в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

На третьем этапе осуществлялась работа, направленная на формирование осознания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

2-ой блок — работа с педагогическим составом, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

На первом этапе осуществлялась работа, направленная на обучение сотрудников приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
  • «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
  • не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
  • видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
  • обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

На втором этапе осуществлялась работа, направленная на обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния.

На третьем этапе осуществлялась работа, направленная на установление границ дозволенного для несовершеннолетних. В условиях нашего учреждения, ребенку необходимо уяснение им правил взаимоотношений с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса.

Результаты и выводы.

Анализируя результаты работы по программе «Профилактика агрессивного поведения подростков» можно выделить следующие:

  • подростки стали менее конфликтны, снизился рост агрессивных тенденций.
  • сотрудники учреждения научились конструктивно взаимодействовать не только с воспитанниками, но и между собой. В результате усвоения навыков саморегуляции они открыто проявляют свои эмоции по отношению к другим социально приемлемыми способами. Научились приемам толерантности.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su