«Я тебя понимаю» (творческая мастерская по подготовке специалистов к работе по содействию семейному жизнеустройству воспитанников детского дома)
Актуальность проекта.
Детский дом — это особая сфера жизни детей и работы специалистов, которых специально не готовит ни один ВУЗ. Профессиональная деятельность воспитателя детского дома отличается постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным не только насыщенным и разнообразным функционалом, но и определенными моральными, личностными затратами. Имея благое намерение помочь, педагог требует, учит, сопровождает, контролирует… и по- своему любит их: порой агрессивных, несчастных, озлобленных.
О чем мечтает ребенок-сирота? Конечно, о жизни в семье. Однако, всегда ли с оптимизмом, надеждой и радостью воспитатели воспринимают идею об устройстве ребенка в замещающую семью? Часто у них возникает протест, сопротивление, неприятие. Причины таких реакций различны, в частности:
- беспокойство о собственной жизненной стабильности;
- страх за будущее ребенка;
- отсутствие специальной психолого-педагогической компетентности у большинства специалистов;
- невозможность (за насыщенной повседневностью) глубокого осмысления и отреагирования всего трагизма ситуации жизни ребенка без родителей.
Как правило, обозначенные причины лежат в основе отстранения воспитателей от участия в деятельности, направленной на семейное жизнеустройство воспитанников детского дома.
Все это показывают целесообразность поиска нового эффективного подхода к подготовке педагогов детского дома для сотрудничества со специалистами по жизнеустройству детей-сирот в замещающие семьи.
Представляется, что обращение к инновационным, а именно арт-терапевтическим, кинотерапевтическим методам позволит гуманизировать, оптимизировать обучение педагогов, работающих с детьми, лишенными родительского попечительства.
Уникальность проекта заключается в разработке и апробации инновационного арт-терапевтического подхода к обучению воспитателей детского дома при одновременном решении терапевтических и профилактических задач.
Реализация проекта.
Периодичность проведения занятий: 2 раза в месяц по 1,5–2 часа на базе структурного подразделения детского дома № 9 г. Череповца Вологодской области — Городского Центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Наши дети».
Контингент: педагоги детского дома № 9 в количестве 17 человек.
Тематический план.
№ |
Тема |
Приоритетные формы, техники |
1 |
«Все мы родом из детства…». Введение в тему |
Творческий практикум с использованием арт-терапевтической техники «Каракули» |
2 |
«Мир глазами ребенка-сироты» |
Кинотерапевтический практикум, обсуждение |
3 |
«Психология «чужого» ребенка» |
Лекция с опорой на компьютерную презентацию, обсуждение |
4 |
«Пути преодоления нарушений привязанности» |
Лекция с опорой на компьютерную презентацию |
5, 6 |
«Психолого-педагогические подходы к формированию понятия «семья» у воспитанников детского дома» |
Метафорическая игра, лекция, обсуждение |
7 |
«Семья. Семейные ценности» |
Творческий практикум с элементами арт-терапии, дискуссия |
8, 9 |
«Кто такие родители? Мужчина и женщина. Муж и жена» |
Лекция, творческие проекты с элементами арт-терапии, кинотерапии, дискуссия |
10 |
«Дети в семье. Мальчики и девочки» |
Лекция, метафорическая игра |
11, 12 |
«Использование элементов арт-терапии в деятельности воспитателя в рамках деятельности по семейному жизнеустройству воспитанников детского дома» |
Практикум. Защита творческихх проектов |
13 |
«Воспитатель как профессиональный родитель» |
Арт-терапевтическая техника «Коллаж» |
14 |
«Рефлексия» |
Творческие отчеты, выставка работ |
Полученные результаты.
- Для оценки результативности деятельности проекта для участников была разработана анкета. Анализ полученных данных показал, что, по результатам участия в работе группы, педагоги:
- смогли проанализировать и обозначить свои индивидуальные личностные и профессиональные ресурсы;
- освоили и применили в практике доступные арт-терапевтические техники;
- разработали конспекты занятий в рамках реализации тем по семейному жизнеустройству воспитанников, частично их реализовали;
- отметили важность «открытий»: о ресурсах арт-терапии, кинотерапии; о наличии терапевтических эффектов после занятий; о возможности совершенствования собственных моделей поведения;
- приняли заинтересованное и результативное участие в реализации программ сближения воспитанников с потенциальными замещающими родителями.
-
Статистический анализ деятельности Городского Центра «Наши дети» позволяет представить следующие данные:
- за 2010–2011 учебный год в замещающие семьи устроено 5 воспитанников детского дома специалистами Городского Центра;
- за 2011–2012 учебный год в замещающие семьи устроено 13 воспитанников при активном содействии воспитателей групп.
-
В 2012–2013 учебном году участники обучения по собственной инициативе при поддержке руководителя проекта «Я тебя понимаю» разработали и реализуют на группах проекты, решающие отдельные задачи благополучного семейного жизнеустройства воспитанников:
- «Радуга» — релаксационный проект, направленный на оптимизацию состояния и личностного благополучия дошкольников, имеющих негативный опыт проживания в семье;
- «Кукольный дом» — интегрированный проект, направленный на формирование семейных ценностей у воспитанниц младшего и среднего школьного возраста с использованием элементов куклотерапии, кинотерапии;
- «Я и закон» — правовой театр с элементами терапии, направленный на коррекцию поведения и формирование навыков конструктивного общения у мальчиков — воспитанников младшего и среднего школьного возраста.
- В 2012–2013 учебном году проект «Я тебя понимаю» реализуется для повышения компетентности педагогов и специалистов детских домов, служб, центров г.Череповца и Вологодской области.
Таким образом, деятельность творческой мастерской «Я тебя понимаю» представляется эффективной, показывает действительный интерес участников к повышению психолого-педагогической компетентности, к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, готовность педагогов развиваться и сотрудничать.