«Фольклоротерапия: развитие личности средствами русского фольклора» (коррекционно-развивающая программа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Проект реализуется в рамках работы фольклоротерапевтической лаборатории, созданной на базе факультета психологии Оренбургского государственного педагогического университета.
Создание данной лаборатории имеет важный социокультурный смысл и является началом формирования нового пространства воспитания студентов факультета.
Лаборатория выступает организатором проведения научно-практических семинаров, круглых столов, мастер-классов, выставок. Она объединяет преподавателей, студентов, творческие коллективы факультета.
Трудность развития и апробации метода фольклоротерапии в процессе обучения во многом связана с тем, что феномен фольклора достаточно полно изучен в области культурологических дисциплин. Психология же только подходит к необходимости выделения психологического аспекта данного феномена, изучению психологических механизмов терапевтического воздействия фольклора.
Научная значимость проекта заключается в осуществлении теоретических и прикладных исследований, разработке и апробации научно-исследовательских проектов, коррекционных и развивающих программ с последующим внедрением полученных результатов в практику работы факультета и университета, а также других образовательных учреждений и общественных организаций города.
Практическая значимость. Психологическое понимание специфики, структуры, и механизмов психолого-педагогического воздействия фольклора на развитие личности имеет практическое значение как в плане достижения самоидентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации сугубо терапевтических целей по восстановлению и гармонизации всех структур личности студента, улучшая тем самым качество его жизни.
При обучении студентов психологов — это расширение репертуара профессиональных методов работы, овладение дополнительными навыками терапевтической помощи клиентам. Обобщение опыта работы позволяет утверждать, что фольклоротерапию можно использовать также в качестве метода психопрофилактики и психогигиены в разных областях практической психологии, например, в совместной работе психологов и педагогов учреждений среднего образования, как в виде образовательной программы, так и в форме тренингов, студийной, клубной работы. Она может быть важной частью психолого-педагогического обеспечения (сопровождения) и оптимизации, как процесса обучения, так и формой организации досуга детей и подростков, имеющих психологические проблемы и трудности (Зыкова М.Н.)
Цели и задачи.
Цель программы — расширения средств воспитания студенческой молодежи, организации научно-исследовательской и диагностико-коррекционной деятельности студентов, оказания образовательно-развивающих и научно-методических услуг.
Реализация данной программы по достижению указанной цели решается следующими задачами:
- Исследование, развитие, освоение опыта фольклора с учётом особенностей Оренбургского региона.
- Анализ возможностей педагогов в организации образовательной и воспитательной деятельности, основанной на традиции русского народа, населяющего Оренбургскую область.
- Выявление уровня знаний студентов основных традиций и обычаев своего народа.
- Проведение круглых столов с целью освещения актуальных проблем фольклоротерапии.
- Проведение исследований по проблемам влияния русского фольклора на развитие личности.
- Разработка, адаптация и внедрение программ формирования основ традиционной культуры и психологии здоровья молодого поколения.
- Организация работы секций, отражающих компоненты фольклора — песенно-танцевальная терапия, куклотерапия, костюмотерапия, терапия прикладным рукоделием и др.
- Анализ результатов профилактической и коррекционной работы.
- Участие в разработке и реализации психолого-педагогических проектов по духовно-нравственному воспитанию молодёжи.
- Формирование гуманистической личностной картины мира как ценностного аспекта воспитания.
- Изучение механизмов сохранения и развития русской традиции в поликультурном пространстве современной России.
Обоснование проекта.
Основанием для решения о создании лаборатории стало признание фольклоротерапии:
- средством формирования общекуьтурных компетенций (способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции, способность к работе в коллективе)
- способом достижения самоидентичности, личностного роста, реализации сугубо психологических целей по восстановлению и гармонизации всех структур личности студента.
- фольклор может быть использован как целенаправленное психолого-педагическое воздействие на личность в рамках целостного подхода психолого-педагогической коррекции.
Лаборатория по фольклоротерапии, в рамках которой реализуется проект «Фольклоротерапия: развитие личности средствами русского фольклора» создана в сентябре 2012 г. как добровольная организация студентов и преподавателей факультета психологии ОГПУ
Ожидаемые результаты.
В данный момент в рамках работы фольклоротерапевтической лаборатории факультета психологии ОГПУ осуществляется апробация программы, направленной на выявление воспитательного и здоровьесберегающего эффекта фольклоротерапии. В рамках данной работы проводится мониторинг личностных характеристик студентов: самооценки, тревожности, ведущих мотивов и т.п. Опыт практического применения фольклора как психологического метода показал, что для изучения эффективности воздействия возможно использование принятых в психологической науке и практике основных критериев оценки успешности: достижение объективных и субъективно переживаемых изменений, устойчивость результата и др.
В качестве результатов реализации проекта можно рассматривать расширение репертуара воспитательных мероприятий, опирающихся на активное участие большого числа студентов (не «наблюдатели» за происходящим, а «создателями» происходящего) в традиционных формах проявления национальной идентичности (календарные праздники, обряды, песни, танцы, игры и т.п.), что, несомненно, содействует гражданскому и патриотическому воспитанию студентов.
Важным результатом для студентов психологов является и овладение дополнительным профессиональным методом (фольклоротерапия). Особенностью данного метода является то, что при применении фольклора в качестве способа психолого-педагогической коррекции и психотерапии, могут быть минимизированы негативные последствия, которые способны возникнуть в ходе применения более частных методов воздействия средствами искусства.
Этапы реализации проекта.
Январь — сентябрь 2012 года: сбор теоретических материалов по методу фольклоротерапии, открытие фольклорной студии «Душа», создание фольклорной группы «Русская душа», участие в университетских и городских мероприятиях, организация и проведение традиционных календарных праздников (Масленица, Троица и т.п.)
Октябрь 2012 года — открытие фольклоротерапевтической лаборатории, планирование и осуществление её работы как средствами научных исследований (курсовые, дипломные проекты), так и воспитательными мероприятиями.
Планирование и осуществление долгосрочной и систематической работы в рамках данного проекта.
Результаты работы по программе.
В рамках деятельности данного проекта осуществляется деятельность по воспитанию традиционной культуры и психологического здоровья личности:
Научная деятельность.
Основные публикации:
- Суслова Т.Н. Фольклоротерапия как метод современной практической психологии» Традиционная народная культура: Исторический опыт и пути дальнейшего развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25 ноября 2011 года.- Оренбург: Изд-во ООО «Печатный Дом «ДИМУР», 2011.- 259 с.
- Суслова Т.Н. Фольклоротерапия как метод практического обучения студентов психологов // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Современная психология: теория и практика» (г. Москва 21-22 декабря 2012 г ) — в печ.
-
Работа студенческого научного общества представлена следующими работами (все эти работы были реализованы в рамках различных вузовских и межвузовских научно-практических конференций, некоторые из которых находятся в печати в сборниках этих конференций):
- Никанкина Е. Православные традиции в жизни моей семьи;
- Рысев А. Развитие позитивного самоотношения средствами фольклоротерапии;
- Чесова С. Коррекция внутриличностного конфликта средствами фольклоротерапии.
На базе лаборатории проведены также следующие мероприятия:
- Круглый стол «Гуманизация системы воспитания на основе народных традиций».
- Встреча с кандидатом философских наук Скопинцевой Т.Ю. по теме её диссертации о фольклоре Оренбургской области.
Воспитательные мероприятия:
- Участие в конкурсе «Долг. Честь. Родина»
- Участие в фестивале «Многонациональное Оренбуржье»
- Участие в городских праздниках, организованных совместно с Региональной Общественной организацией «Русский национальный центр» и сотрудниками «Русского дома» культурного центра «Национальная деревня».
- Совместно с фольклорным ансамблем «Забава» организация календарных праздников: Масленица, Троица, Покрова и др.
- Участие в благотворительных поездках в детские дома и интернаты города и области.
- Оформление информационных стендов по материалам проведенных и планируемых мероприятий.
- Проведение агитационной работы по вовлечению в работу фольклорной студии (разучивание песен и танцев, изготовление традиционных кукол и костюмов, участие в традиционных театрализациях и т.п.).