«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении» (образовательная программа)
Актуальность проблемы, научная и практическая значимость.
Несмотря на проработанность темы социализации ребенка раннего возраста к детскому саду, существующие методы работы с детьми в период адаптации не адаптированы под группу кратковременного пребывания. Отсутствуют методические разработки по созданию условий сетевого партнерства семьи и детского сада. Не в полной мере педагогами внедряются новые формы работы с детьми раннего возраста, не используется инновационный потенциал родителей и педагогов.
Научная значимость заключается в исследовании принципов и направлений работы с детьми раннего возраста, форм и методов оптимизации сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в области возрастной психологии.
Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач по снижению адаптационных рисков, успешную социализацию, познавательное и личностное развитие ребенка. Разработанное методическое пособие представляет собой научно-обоснованные дидактические материалы для педагогов.
Основная идея проекта: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации помогает детям успешно социализироваться, войти в коллектив сверстников, активизировать познавательную, речевую активность.
Цели и задачи.
Цель: создание психолого-педагогической системы сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период для обеспечения ранней социализации, а так же гармоничного познавательного и личностного развития.
Задачи:
- Повышение адаптивности детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения.
- Повышение уровня познавательного и личностного развития детей с использованием новых технологий.
- Повышение уровня компетентности педагогов, работающих в группе кратковременного пребывания детей по вопросам их успешной адаптации.
- Повышение психологической компетентности родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста.
Основное содержание работы.
I этап (подготовительный) — подборка и изучение методологической и педагогической литературы.
II этап (диагностический) — выявление уровня познавательных способностей детей.
III этап (основной) — включает реализацию проекта.
В ходе реализации проекта используются следующие формы и методы работы:
- с детьми: наблюдение, диагностика развития познавательной сферы детей, индивидуальные и групповые занятия, работа по подгруппам, в парах, свободная игровая деятельность, посещение сенсорной комнаты, ведение видеожурнала «Мама — рядом», участие в досугах и развлечениях.
- с родителями: анкетирование, опросы; беседы; консультации групповые, индивидуальные; родительские собрания; ведение видеожурнала «Мой день в детском саду», обучающие тренинги; участие в праздниках, развлечениях; мастер-классы, выставки; совместное творчество родителей и детей — «Творческая мастерская»; экскурсии в рамках формирования единого социокультурного и образовательного пространства; проведение социально ориентированных акций: издание семейных газет, встреч членов детско-родительского клуба с будущими родителями, молодыми семьями, с родителями детей разновозрастных групп, постоянно действующий «Семейный консультативный пункт».
- с педагогами: семинары-практикумы; выступления на педагогических часах, педагогических советах; консультации; совместное творчество педагогов и детей; мастер-классы, тренинги; участие в самоуправляемых творческих группах; совместное планирование индивидуальных маршрутов для детей; участие в творческих командах, состоящих из сотрудников и родителей.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии создания уникального образовательного пространства в кабинете для занятий и использования технологий дизайна при оформлении территории кабинета (использование уголка с элементами сенсорного оборудования и игротекой, использование технологии игры с песком, уголок с играми, игрушками развивающего и познавательного характера).
IV этап (итоговый) — подведение итогов реализации проекта.
Результаты, выводы.
Проект реализуется в течение трех лет, ориентирован на ранний возраст детей посещающих группу кратковременного пребывания.
Реализация педагогического опыта позволила добиться успешной социальной адаптации, отсутствия детей-дезадаптантов и детей с тяжелой степенью адаптации. Сравнительный анализ результатов показал: повышение уровня речевого развития, познавательной и игровой активности. Повышение уровня развития эмоциональной сферы на 46,5%, снижение уровня тревожности на 15%, повышение уровня познавательной сферы на 25%. Участие в «Родительской академии» позволили повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: работа ориентирована на отслеживание долгосрочного результата на дошкольной ступени и далее.
Достигнутые результаты показывают возможность успешно адаптироваться при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение, школу искусств, кружки дополнительного образования. Дети в последующем показывают высокие результаты по усвоению программного материала, посещают кружки: технология «Система интенсивного развития способностей», «Театральная студия», «Интеллектуалы» в детском саду.
Необходимость работы в рамках проекта позволяет прийти к ее систематизации, расширению, поиску новых научных современных подходов. И это также является весомым результатом.