«Личностные диспозиции как детерминанты социальной активности молодёжи» (научное исследование, коллективная монография)
Научная проблема, на решение которой направлен проект.
Социальная нестабильность Российского общества, превращение внешне социально-гарантированного способа жизни в быстро текущие и резко изменяющиеся во времени ситуации и условия существования, приводят к тому, что человек, не успевая реагировать на эти изменения, перестает ощущать себя субъектом своего жизненного пути, теряет смысл своей жизни. Наиболее сильно страдает от современных социальных катаклизмов молодёжь, не подготовленная к вступлению в нестабильную, полную противоречий и жестких требований жизнь. Какую именно направленность примет активность личности, во многом зависит от ее диспозиционной структуры. Личностные диспозиции прямо или косвенно выражаются в различных формах активности — социальной, асоциальной, просоциальной, и их взаимосвязь — это важный аспект проблемы, на решение которой направлен проект.
Актуальность и научная значимость решения проблемы.
Современная жизнь ставит перед молодёжью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. В активности представителей молодёжи не бывает единообразия, в ней всегда существуют разнонаправленные векторы. С одной стороны, молодёжная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов — характеризуют молодёжь как носителя социальных инноваций и ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности. С другой стороны, социальная активность может рассматриваться в контексте протестных настроений и социальной нестабильности, при этом молодёжь всегда выступает как социальная группа, излишняя активность которой должна быть купирована и взята под особый контроль.
Задача воспитания социальной активности как значимого интегрированного качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными, и общественными институтами.
Целевая аудитория: молодёжь Республики Хакасия в возрасте от 17 до 30 лет (учащаяся, работающая, неработающая, безработная).
Объект исследования — социальная активность молодёжи. Предмет исследования — диспозиции как детерминанты социальной активности молодёжи.
Задачи исследования.
- Провести актуализацию проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности социальной активности и личностных диспозиций у молодёжи.
- Провести системную многоуровневую диагностику личностных диспозиций у молодёжи как детерминант их социальной активности.
- Разработать типологию и экспресс-методику диагностики социальной активности, описать возможные модели поведения.
- Разработать практические рекомендации по профилактике и реабилитации лиц с асоциальной направленностью личностной активности и технологию социально-психологического сопровождения процессов самоопределения молодёжи.
- Подготовить к публикации коллективную монографию по проблеме исследования.
Основное содержание работы.
План работы на первый год выполнения проекта — 2012 год:
Организационный этап — определение концептуальных основ и согласование теоретических рамок в понимании проблемы исследования, выбор объектов изучения, разработка критериев, индикаторов оценки, эмпирического инструментария, составление программы исследования, заданий для работы. Ожидаемый результат – запуск программы исследования.
Эмпирический этап — проведение пилотного исследования, сбор эмпирического материала. Ожидаемый результат — сбор эмпирического материала.
Аналитико-прогностический этап — обработка, систематизация и анализ эмпирического материала, подготовка прогнозных предложений. Ожидаемый результат — подготовка отчета о результатах первого года выполнения научного проекта.
План работы на второй год выполнения проекта — 2013 год:
Проектный этап — разработка типологии социальной активности личности, включающей описание моделей поведения, разработка и апробация методики экспресс-диагностики типов социальной активности, а также разработка практических рекомендаций по профилактике и реабилитации лиц с асоциальной направленностью личностной активности; технологии социально-психологического сопровождения молодёжи. Ожидаемый результат – пакет научно-методических материалов.
Пропедевтический этап — реализация технологии социально-психологического сопровождения молодёжи.
Разработка проблемы взаимосвязи социальных установок с социальной активностью у молодёжи имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для решения важнейших задач общественной практики. Проект – это заявка на прикладное исследование, имеющее научную новизну и практическую значимость. Реализация проекта позволит провести системную многоуровневую диагностику личностных диспозиций у молодёжи как детерминант их социальной активности, оценить актуальное состояние заявленной проблемы.
Результаты.
Научным эффектом прикладного исследования станут коллективная монография «Личностные диспозиции как детерминанты социальной активности молодёжи» и, разработанный авторами проекта, пакет научно-методических материалов, содержащий типологию социальной активности личности и описание возможных моделей поведения, методику экспресс-диагностики типов социальной активности, практические рекомендации по профилактике и реабилитации лиц с асоциальной направленностью личностной активности, технологию социально-психологического сопровождения молодёжи как коррекционно-профилактическую практику.