«Тропинка к школе» (программа психолого-педагогической подготовки детей к школе с учетом преемственности ФГТ и ФГОС через взаимодействие всех участников образовательного процесса)
Актуальность.
Современные тенденции образования, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) подчеркивают необходимость индивидуального, личностного, дифференцированного подхода к детям.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом...
Очень важно, чтобы мы смогли приложить все усилия, для того, чтобы заложить тот багаж, который поможет ребенку успешно учиться.
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями, ФГТ и ФГОС. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.
Учить детей надо не только буквам и цифрам, нужно научить детей общаться, эмоционально реагировать на те явления и события, которыми наполнена жизнь. Ведь важно не то, чем будет заниматься ребенок, когда вырастет, а то, каким человеком он станет, как к нему будут относиться другие люди, и будет ли он получать удовлетворение от общения.
Понимание природы маленького человека во многом облегчает жизнь педагогам и родителям и в большой степени самим детям.
Сталкиваясь проблемами с разного рода, у педагогов и родителей возникает желание посоветоваться с психологом и в принципе это разумно. За 2011–2012 учебный год 58% родителей и 56% педагогов, обратившихся за консультацией к педагогу-психологу детского сада были взволнованны вопросами готовности к обучению в школе, проблемами в общении и взаимопонимания между детьми.
Актуальность решения данных проблем привела к разработке программы «Тропинка к школе», которая была утверждена на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» №4 от 20.05.11 г. и была реализована в 2011–2012 учебном году. Учитывая успешную реализацию программы, были приняты решения: прологирование действия программы в 2012–2013 учебном году и распространение опыта работы по программе как передового педагогического.
При разработке программы мы опирались на теорию Л.С. Выготского и его последователей о том, что «каждый возраст, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка (называющимися психологическими новообразованиями), на которых строится развитие в следующем возрасте». В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам. Полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом, если основная задача преемственности понимается как обеспечение условий для полноценного вхождения ребенка (будущего ученика) в учебную деятельность.
Современные ученые Л.Ф. Тихомирова, М.М. Безруких, А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко, Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова сходятся во мнении, что уже сегодня наши первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что с 5,5–6 лет современные дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах.
Ориентировка дошкольного образования на ЗУНы свелась к интеллектуальным ЗУНам, тогда как в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития ребенка имеют знания, умения и навыки практического характера (бытовые, определяющие уровень воспитанности, умение общаться ребенка с взрослыми и детьми и др.).
Новизна нашей программы состоит в подходе к решению проблемы психологической готовности к школе — подготовка детей к школе с учетом преемственности ФГТ и ФГОС через взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Цели.
Цель программы — создание психолого-педагогических условий осуществления преемственности в процессе непрерывного образования для гармоничного развития ребенка, развития его общих способностей, познавательной и коммуникативной компетенций, обеспечивающих сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
Основное содержание проекта.
Основные формы организации работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность в виде игр, индивидуальная работа, работа в парах, занятие-сказка, конкурсы, подвижные игры.
Основной формой организации работы с родителями являются консультации (индивидуальные и групповые) и наблюдение (все родители присутствуют на занятиях и наблюдают как за деятельностью своих детей, так и за деятельностью педагога по организации учебного процесса с детьми), а так же проводятся семинары и родительские собрания.
Основные формы взаимодействия между педагогами дошкольного учреждения и педагогами школ: круглые столы, взаимопосещения, обмен информацией.
Основными принципами работы программы являются: учет современных требований; учет возрастных особенностей; доступность; последовательность; системность; эффективность; личностно-ориентированный подход; управляемость образовательным процессом; сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап. Организационно-подготовительный.
На этом этапе мы подготовили материально-техническую и методическую базы (пакет психодиагностических методов исследования уровня развития детей в возрасте 6–7 лет и пакет памяток о нормах интеллектуального развития детей 6-7 лет); проинформировали родителей через стенды о работе «Тропинки к школе» и провели организационное собрание для формирования группы детей для занятий.
2 этап. Практический.
Это этап реализации программы, который включает в себя цикл специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной стороны личности ребенка.
При разработке конспектов занятий мы за основу взяли курс «Введение в школьную жизнь» А.Г. Цукермана. Этот курс создан для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения «Введение» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, остается чисто дошкольным: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание. внимание и пр. Предлагая детям эти, по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве их выполнять, мы не учим конструировать, классифицировать и пр.
Неотъемлемой частью стала психогимнастика по методике М.И. Чистяковой. Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Она помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Курс состоит из 38 занятий продолжительностью 25–30 минут.
Каждое занятие включает в себя несколько обязательных блоков: психогимнастика, развитие речи, развитие интеллектуальных и графических навыков, информирование родителей о нормах развития детей в возрасте 6–7 лет.
№ занятия |
Тема |
Кол-во занятий |
1-2 |
Знакомство. Знакомство детей с психологом и друг с другом. |
2 |
3-4 |
Правила занятий. Знакомство детей с правилами занятий в группе и продолжение знакомства друг с другом. |
2 |
5-8 |
Для чего нужно учиться. Создание предпосылок к формированию устойчивой учебной мотивации. |
4 |
9-10 |
Оценка. Формирование реалистичного восприятия оценки. |
2 |
11-12 |
Учимся работать дружно. Знакомство детей с навыками учебного сотрудничества. |
2 |
13-16 |
Знакомство с временами года и днями недели. |
4 |
17-18 |
Где и с кем я живу. |
2 |
19-24 |
В царстве математики. |
6 |
25-30 |
В царстве букв и звуков. |
6 |
31-34 |
Животный и растительный мир. |
4 |
35-36 |
Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к обучению. |
2 |
37-38 |
Подведение итогов курса занятий |
2 |
Методы работы. Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми: повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа, состязание, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха, игры, соревнования, познавательные беседы, решение эмоционально-нравственных ситуаций, творческие задания, убеждение, поощрение, порицание, поручение.
3 этап. Заключительно-обобщающий.
Включает мониторинг эффективности занятий, а также корректировку программы.
Основными приемами отслеживания результатов являются наблюдение за индивидуальной и групповой деятельностью. Так же итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и тестирование воспитанников.
Результаты.
Критериями эффективности реализации программы можно считать следующие изменения:
- положительная динамика уровня развития детей;
- успешная адаптация детей, посещавших школу в возрасте от 6 до 7 лет, с первых дней поступления в общеобразовательную школу;
- успешное освоение основных общеобразовательных программ дошкольного и начального школьного образования;
- информированность педагогов школ о сильных сторонах каждого школьника;
- обучение родителей навыкам восприятия своего ребенка как индивидуальную личность;
- получение радости и удовольствия от воспитания и развития ребенка;
- улучшение психологического климата в семье;
- осознание родителями необходимости разностороннего развития своих детей — высший критерий эффективности работы.