«Программа психологического сопровождения детей 6–7 лет по подготовке к школе "В школу с радостью!"» (развивающая программа)
При поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями — «не шалить», «не бегать», «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника. Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с момента концентрации внимания. Поэтому в программе много времени отводится развитию свойств внимания (концентрации, переключению, распределению). Произвольным поведение становится с появлением мотива, поддерживающегося устойчивым интересом. При этом для детей 6–7 лет характерным является стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный смысл. В условиях организации школьного обучения это реализуется в принятии ребенком социального статуса школьника и одновременно признания учения как новой социально значимой деятельности. Поэтому все компоненты школьной готовности обеспечивают течение адаптационного процесса, а также обуславливают привлекательность школьного обучения для ребенка, формирование внутренних предпосылок готовности к школьному обучению, а также учебно-познавательной мотивации. За основу работы по формированию позитивной мотивации к обучению, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, были взяты «лесные» сказки [13], которые дают возможность детям получить основные представления о школьной жизнедеятельности, через образы героев осознать важность учебной деятельности, отработать личностные проблемы.
Важнейшим компонентом готовности к школе является социальная готовность — готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, в ситуации школьного обучения. Вероятность гармоничного общения повышается при наличии богатого арсенала социальноприемлемых способов коммуникативного поведения, коммуникативных навыков у его участников.
Анализируя запросы от родителей, педагогов по подготовке детей к школе, были сделаны выводы о необходимости психологического сопровождения по формированию мотивационной, социальной и личностно-волевой готовности. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по целостной подготовке ребенка к школе.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Данная программа составлена в соответствии с ФГТ в отношении приобретения ребенком ряда интегративных качеств, составляющих «социальный портрет» ребенка 7 лет.
Цели и задачи.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка 6-7 лет, направленное на становление его мотивационной, личностно-волевой, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
- формирование позитивной мотивации к обучению;
- формирование внутренней позиции школьника и ориентации на школьно-учебную деятельность;
- профилактика школьной тревожности;
- формирование самосознания и адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности, а также произвольности в целом;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми, социальных чувств и коммуникативной компетентности.
Содержательная характеристика программы.
Адресат: дети 6–7 лет, родители.
Программа имеет социально-психологическую направленность, носит развивающий и профилактический характер.
Программа состоит из двух частей:
1 часть: основная, состоит из 30 развивающих занятий для детей и рассчитана на один учебный год (при режиме занятий 1 раз в неделю). Продолжительность однократного занятия составляет 25–30 минут. Оптимальный размер детской группы 7–10 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада. Во время занятия дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
2 часть носит дополнительный, обслуживающий характер — 2 круглых стола для родителей и индивидуальные консультации в течение года. Задача ее — способствовать повышению эффективности работы по основной программе.
Формы и методы реализации программы:
- игры с правилам (сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные);
- дидактические, развивающие игры (игры на внимание и коммуникацию, развитие позитивной самооценки, уверенности в себе);
- беседы-обсуждения;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
- свободное и тематическое рисование;
- аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
- этюды;
- приемы психогимнастики;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечное расслабление);
- слушание музыки;
- наблюдение.
Критерии результативности:
-
Мотивационный компонент:
- оценка игровой и учебной мотивации;
- определение внутренней позизии школьника;
- выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
-
Личностно-волевой компонент:
- рост продуктивной активности, инициативности ребенка;
- умение адекватно оценивать себя и свои возможности;
- умение произвольно управлять своим поведением;
- умение внимательно слушать инструкцию взрослого и самостоятельно выполнять требуемое задание.
-
Коммуникативный и социальный компоненты:
- понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;
- понимание ребенком состояния сверстника;
- рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками;
- снижение негативных эмоциональных реакций — тревоги, обиды, агрессивности в контактах.
Формы и методы диагностики.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала развивающих занятий и после прохождения курса.
- Мотивационный компонент: «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, рисуночная методика Д.В.Солдатова.
- Личностно-волевой компонент: «Лесенка» по Т.Д.Марцинковской, методика на выявление уровня развития произвольного компонента «Машинка» [14].
- Коммуникативный и социальный компоненты: методики, направленные на определение уровня развития коммуникативных способностей [14]; метод шкальных оценок для родителей.
Ожидаемые результаты:
-
Мотивационный компонент:
- сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;
- способность удерживать внутреннюю позицию ученика;
- сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;
- появление учебно-познавательного мотива.
-
Личностно-волевой компонент:
- позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;
- появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.
-
Коммуникативный и социальный компоненты:
- развитие коммуникативных способностей;
- рост социальной успешности детей,