«Психолого-педагогическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях Фатежского района Курской области» (комплексная программа)
Д.А. Медведевым выдвинута инициатива «Наша новая школа», которая провозглашает, что «…актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Большое значение приобретают социальные эффекты, обусловленные функционированием системы образования — эффекты формирования гражданской активности и консолидации общества, снижения социально-психологической напряженности между различными группами населения и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями».
В процессе внедрения ФГОС НОО особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Новые образовательные результаты психологичны и требуют от педагогического коллектива школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком знаний, но и способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных результатов и др.
Вместе с тем, проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.
Научная и практическая значимость проекта.
Представленная на конкурс программа создана в русле системно-деятельностного подхода и полностью соответствует ФГОС. Она направлена на осуществление психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с целью оказания поддержки обучающимся, педагогам и родителям в сельских базовой и прилегающих к ней малокомплектных школах правильно и объективно понять, оценить и осуществить процесс перехода на новые стандарты, ориентировать их на сотрудничество со школой в рамках сетевого взаимодействия.
Программа является комплексной системой психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО. Отличительной особенностью программы является то, что реализация программы проходит на базе не одного общеобразовательного учреждения, а 5 школ микрорайона, входящих в схему сетевого взаимодействия. Педагог-психолог имеется только в базовой школе, в остальных же школах такого специалиста нет. Выход был найден в организации сетевого взаимодействия между ОУ с целью организации полноценного и качественного психолого-педагогического сопровождения для всех участников образовательного процесса во всех школах микрорайона.
Цель и задачи программы.
Цель программы — обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся, родителей, педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту ФГОС НОО) в ОУ Фатежского района Курской области.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- Создание нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического и информационного сопровождения введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях.
- Изучение социального заказа и готовности участников образовательного процесса к внедрению и реализации ФГОС НОО.
- Организация сотрудничества педагогов, специалистов школы с родителями.
- Реализация программы посредством психолого-педагогического просвещения, диагностики, консультирования обучающихся, родителей, педагогов по вопросам введения ФГОС НОО в образовательном учреждении; при необходимости проведение коррекционно-развивающих мероприятий с указанными выше участниками образовательного процесса.
- Оценка эффективности программы.
Реализация программы.
В условиях перехода на ФГОС НОО всем участникам образовательного пространства необходимо сопровождение в различных направлениях:
- Нормативно-правовое сопровождение.
- Организационное сопровождение (организация взаимодействия школы и семьи).
- Инструментально-информационное сопровождение (разработка методических рекомендаций, памяток, проведение консультаций, лекториев, тренингов и др.).
- Экспертно-методическое сопровождение (оценка эффективности и значимости реализации программы).
Участники программы: обучающиеся, родители обучающихся и педагоги ОУ школ микрорайона.
Исполнители основных мероприятий программы: психолого-педагогическая служба базового ОУ и педагогические коллективы ОУ.
Сроки реализации программы: 2010-2015 гг.
Основные этапы реализации программы:
I этап — организационно-установочный. Сроки: сентябрь 2010 г. — август 2011 г.
Начальный этап. Исследование социального заказа. Методологическая разработка программы, составление плана основных мероприятий. Подготовка ОУ микрорайона к введению ФГОС НОО (анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательной среды в ОУ Фатежского района Курской области).
II этап — основной. Сроки:– сентябрь 2011 г. — январь 2015 г.
Апробация, реализация программы. Введение и реализация ФГОС НОО в ОУ Фатежского района Курской области согласно плана-графика. Модернизация и адаптация программы по результатам промежуточного исследования эффективности проводимых мероприятий.
III этап — завершающий. Сроки: январь — август 2015г.
Анализ и оценка результатов реализации программы, ее эффективности. Рефлексия. Составление новой программы сопровождения.
Содержание программы отражает план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС. Для каждого этапа планирование уникально и составлено таким образом что, с одной стороны, учитывает потребности всех участников образовательного процесса, а с другой стороны — отражает практически все виды деятельности педагога-психолога. Данное планирование является примерным, поэтому психолог-практик имеет возможность адаптировать его с учетом состояния образовательной среды своего ОУ.
- Ресурсное обеспечение реализации программы представлено несколькими подразделами:
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое и информационное обеспечение;
- финансовое обеспечение.
Методический блок, представленный в программе, составлен на основе пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: под ред. А.Г. Асмолова. В программе указаны ограничения и противопоказания на участие в ее освоении. Кроме того, представлены модель сетевого взаимодействия, схема управления и контроля за исполнением мероприятий программы, схема поэтапного введения и оценки эффективности.
Результативность.
Практическая апробация Программы была проведена в 2010–2011 и 2011–2012 учебных годах на базе 4 образовательных учреждений Фатежского района Курской области. Общее количество участников — 178 человек. Положительные отзывы руководителей ОУ, педагогов, родителей, СМИ позволяют сделать вывод об эффективности и значимости представленного проекта.
Программа прошла рецензирование в ГБОУ МЦ ЗОУО ДО г. Москвы. В 2012 году программа стала лауреатом Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Федерацией психологов образования России программе был присвоен гриф «Рекомендована для использования в образовательных учреждениях РФ». В декабре 2012 года МБОУ «Верхнелюбажская СОШ» презентовала на областном грантовом конкурсе среди сельских базовых ОУ, реализующих инновационные проекты, общешкольный проект «Радуга успеха», отражающий работу школы по созданию и реализации модели сетевого взаимодействия ОУ микрорайона. Составной частью данного проекта является программа Грибовой Н. И.. Проект занял первое место и был поддержан грантом.
- Итоги Всероссийских конкурсов
- Список программ-лауреатов Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ "Новые технологи