«Психологическая и психофизиологическая поддержка (ППП) работников АЭС» (разработка и применение методов ППП)
Актуальность проекта.
Актуальность проведения мероприятий психологической и психофизиологической поддержки заключается в снижении риска возникновения негативных последствий неблагоприятных факторов, действующих на организм работника, повышении эффективности деятельности и снижении риска несчастных случаев.
Основным негативным воздействием рабочей обстановки оперативного персонала является:
- работа в смену (десинхроноз, неполноценный отдых, питание).
- высокий уровень ответственности.
- аварийные ситуации.
- сложные технологические операции.
- конфликты, трудности во взаимоотношениях с коллегами или руководством.
- отсутствие мотивации, неудовлетворенность деятельностью.
- монотония.
Задачи проекта.
Основной задачей психологической и психофизиологической поддержки работников атомных станций является:
- совершенствование (коррекция), восстановление профессионально-важных психологических и психофизиологических качеств работников, поддержание высокого уровня профессионального здоровья и повышение уровня культуры отношения персонала к своему здоровью, работоспособности и продление профессионального долголетия.
- формирование положительной и адекватной мотивации у персонала для обеспечения успешной и надежной профессиональной деятельности;
- профилактика нервно-психического напряжения;
- повышение стрессоустойчивости путем освоения приемов саморегуляции и формирование эмоциональной устойчивости;
Содержание проекта.
В целях снижения риска возникновения негативных последствий неблагоприятных факторов, действующих на организм работника, повысить эффективность деятельности и снизить риск несчастных случаев, в лаборатории психофизиологического обеспечения атомной станции проводятся мероприятий психологической и психофизиологической поддержки работников атомной станции, такие как:
1. Групповые занятия (психопрофилактическая работа с оперативным персоналом). Тренировка профессионально-важных качеств (с помощью биологически обратной связью), повышение работоспособности, выработка навыков эмоциональной саморегуляции, формирование устойчивости к монотонной деятельности, умения принимать решения в нестандартной обстановке и дефиците времени. Проведение восстановительных сеансов в комнате психологической разгрузки для снятия психоэмоционального напряжения.
2. Индивидуальная психокоррекционная работа с лицами, относящимися по данным психофизиологического обследования к «группе риска». Проводятся для восстановления профессиональной работоспособности, улучшения функционального состояния, соматического и психического здоровья, повышения устойчивости к физическим и нервно-психическим перегрузкам, улучшения профессионально-значимых качеств. Проводятся практические занятия познавательных функций (внимания, памяти, интеллекта), обучение навыкам саморегуляции и стрессоустойчивости.
3. Релаксационные мероприятия в комнате психологической разгрузки. Здесь сотрудники могут восстановить работоспособность, снять физическую усталость и психологическое утомление. Участники просматривают специальные видеопрограммы с музыкальным сопровождением, обучаются методам эмоциональной саморегуляции, приёмам самокоррекции функциональных состояний, аутотренингу, дыхательным упражнениям, восстанавливают функциональное состояние.
4. Психологами ЛПФО осуществляется эффективное обучение персонала, работа которого связана с постоянными межличностными взаимодействиями:
- коммуникативные тренинги (формирование навыков эффективного общения),
- методы аутотренинга и психической саморегуляции (упражнения мышечной релаксации; эмоционального расслабления и др.);
- тренинги по развитию стрессоустойчивости (развитие навыков эффективной саморегуляции);
- психологическое консультирование;
- методы аутотренинга и психической саморегуляции (упражнения мышечной релаксации; эмоционального расслабления).