«Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодежью» (практико-ориентированная монография)
Актуальность
Профессиональное становление, формирование и развитие будущего специалиста-профессионала проводится в условиях действия объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести требования, нормы и ограничения, выдвигаемые профессией к трудовой деятельности человека, и наличие у него определённых индивидуально-психологических особенностей и черт личности, мало изменяющихся в процессе жизнедеятельности. К субъективным факторам относятся способности (специальные в особенности), уровни сформированности учебно-профессиональной мотивации, притязаний, самооценка личности.
Решающее значение в профессиональном становлении и самоопределении специалиста-профессионала имеет учебно-профессиональная мотивация учащихся. Одна из важнейших составляющих этой мотивации – мотивация выбора профессии абитуриентов (вчерашними школьниками) базовой профессиональной школы, будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда. Эффективность мотивации выбора профессии зависит от качественного процесса психолого-педагогического сопровождения этого выбора учащимися начальной и средней профессиональной школы (профессиональных училищ, профессиональных лицеев и колледжей).
Ещё на XXVI Международной конференции по народному образованию, проходившей в 1963 году в Женеве под эгидой ЮНЕСКО, были разработаны рекомендации по вопросам школьной и профессиональной ориентации. Было доказано, что общество не будет правильно развиваться, если люди не смогут выбирать себе профессии, отвечающие их интересам и склонностям, и не будут испытывать удовлетворения от работы.
Учебно-профессиональная мотивация напрямую связана с профессиональным самоопределением личности, выбором профессии учащимися профессиональной школы. Профессиональное самоопределение обусловлено профессиональнми интересами и склонностями молодого человека, его способностями и возможностями, самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, мотивационными установками и уровнем развития его мотивационно-волевых качеств. Другими словами, профессиональное самоопределение – это своего рода способ оптимизации отношений человека с профессией. С одной стороны, имеется ряд требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек располагает собственной психофизиологической конституцией, своими индивидуально-психологическими особенностями и способностями. Оптимальная регуляция взаимоотношений человека и профессии на основе изменений (в определённых пределах) личных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности, в конечном итоге – наиболее рациональный выбор профессии учащейся молодёжью (будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда).
Социальная, научная и практическая значимость
заключается в:
− психолого-педагогическом обеспечении процесса профессионального самоопределения и выбора профессии учащимися профессиональной школы, гарантирующем формирование положительной учебно-профессиональной мотивации и эмоционально-волевой сферы обучаемых;
− научном обосновании социально-психологических и педагогических условий формирования учебно-профессиональной мотивации и мотивации выбора профессии учащейся молодёжью;
− в разработке и апробации форм и методов реализации системы психолого-педагогического обеспечения выбора профессии учащимися профессиональной школы.
Значение для развития психологии
заключается в:
− научном обосновании профессионального самоопределения и выбора профессии учащимися профессиональной школы как своего рода способа оптимизации человека с профессией;
− моделировании психолого-педагогической системы профессионального становления специалиста-профессионала;
− разработке методических рекомендаций по мотивированию выбора профессии учащимися профессиональных училищ, лицеев и колледжей.
Цели издательского проекта
1. Научно обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения выбора профессии учащимися профессиональной школы.
2. Выявить основные факторы и социально-педагогические условия, способствующие эффективному профессиональному самоопределению и рациональному выбору профессии учащимися начальной и средней профессиональной школы.
3. Разработать психолого-педагогическую систему профессионального становления и развития специалиста-профессионала.
4. Определить мотивы выбора профессии учащимися.
5. Разработать практические рекомендации по мотивированию выбора профессии учащейся молодёжью.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Для методистов, педагогов и мастеров производственного обучения начальной и средней профессиональной школы, студентов вузов, менеджеров и руководителей предприятий (организаций), а также для учителей общеобразовательных школ, ответственных за профориентационную работу в старших классах.
Автор: БАТАРШЕВ Анатолий Васильевич.
Основное содержание работы
Монография включает в себя: введение, три главы, психологический практикум (по главам), список литературы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 5
1. МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ………… 10
1.1. Мотивация трудовой деятельности учащихся ……………
1.1.1. Мотивы выбора профессии ………………………………
1.1.2. Роль профессиональной ориентации в управлени
процессом выбора профессии учащимися ………… 25
1.2. Психологическое сопровождение выбора профессии ………… 32
1.2.1. Общие и специальные способности ……………………
1.2.2. Темперамент ………………………………………………… 38
1.2.3. Характер и черты личности ……………………………… 42
1.2.4. Направленность личности и психологическая
установка ……………………………………………… 48
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОЗИТИВНЫЙ ФАКТОР
СТАНОВЛЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ БУДУЩИМИ РАБОЧИМИ И
СПЕЦИАЛИСТАМИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРУДА ………………… 56
2.1. Структура психолого-педагогической системы профессионального
становления специалиста-профессионала …………
2.2. Выбор профессии как предмет диагностики …………………… 71
2.2.1. Профессионально важные качества как предмет
диагностики …………………………………………
2.2.2. Формула и психологическая карта профессий ……………… 74
2.2.2.1. Формула профессий ……………………………………
2.2.2.2. Психологическая карта профессий …………………… 76
2.2.3. Психологический портрет будущего рабочего и
специалиста квалифицированного труда …………………… 83
2.2.4. Предпочтения выбора профессии …………………………… 87
2.3. Практические рекомендации по мотивированию выбора профессии
учащимися профессиональных лицеев (колледжей) ………………………… 91
3. ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЕВ И КОЛЛЕДЖЕЙ …… 98
3.1. Анкетирование как один из методов определения мотивации выбора
профессии учащимися …………………………
3.2. Практика профессионального самоопределения учащихся профессионального
колледжа ……………………………………… 101
3.3. Мотивы выбора профессии курсантами морского колледжа …… 111
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ …………………………………… 116
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 1 ………………………………………………….. _
1. Методика изучения интересов и склонностей учащихся ………
2. Определение типа темперамента (Г. Айзенк) …………………… 128
3. Сокращенный вариант опросника Р. Кэттелла 13PF …………….. 134
4. Определение направленности личности …………………………. 146
5. Интегральная удовлетворенность трудом ……………………….. 153
6. Социально-психологический тренинг по профессиональному самоопределению … 157
7. Профессиональное ориентирование учащихся на основе
дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО) …… 175
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 2 ………………………………………………… 179
1. Определение профессиональной готовности …………
2. Диагностика мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир) … 185
3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) ………………… 187
4. Методика определения силы воли …………………………… 192
5. Диагностика мотивации достижений ……………………………… 195
6. Диагностика мотивации к избеганию неудач ……………………… 198
7. Диагностика мотивации готовности к риску ……………………… 201
8. Методика определения локализации контроля …………………… 204
9. Тест «От неуверенности к уверенности» …………………………… 210
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 3 ………………………………………………… 219
1. Методика самооценки учащегося ……………………………………
2. Определение уровня притязаний …………………………………… 222
3. Самооценка творческого потенциала личности …………………… 229
4. Диагностика мотивационной структуры личности ……………… 233
5. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности
личности ………………………………………………… 240
6. Определение мотивов учебной деятельности учащихся ………… 242
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………… 248
Обоснование
необходимости издания практико-ориентированной монографии «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодёжью»
Материал книги содержит основные результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования темы НИР «Психолого-педагогические основы профессионально-личностного становления, формирования и развития учащихся профессиональных лицеев и колледжей» Института профессионально-технического образования РАО (с 2008 г. – Институт педагогического образования РАО) в 2005 – 2008 гг. Автор – непосредственным руководитель этой темы исследования.
В монографии рассматриваются теоретические основания мотивации трудовой деятельности учащихся и мотивы выбора ими профессий, разработана структура психолого-педагогической системы профессионального становления специалиста-профессионала, выявлена роль и значение профессиональной ориентации в управлении процессом выбора профессии.
Обращение автора к вопросу о профессиональном самоопределении как позитив-ном факторе мотивации выбора профессий будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда вполне оправдано. Оптимальная регуляция взаимоотношений человека и профессии на основе изменения в разумных пределах личных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения учащихся профессиональной школы.
Книга имеет чётко выраженную практическую направленность (см., гл. 3 и психо-логический практикум).
Оригинальность книги заключается в обращении автора к социальной практике становления и мотивации выбора профессии будущего рабочего и специалиста квалифицированного труда, где тесно переплетаются интересы общества и конкретных индивидуумов. Выбор профессии – основа профессионального самоопределения. Оптимизация самоопределения достигается в процессе психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.
Практическая значимость книги заключается в:
– обосновании и научно-методическом обеспечении процесса выбора профессии учащимися профессиональной школы;
– психолого-педагогическом сопровождении выбора профессии будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда.
Сравнительная таблица соответствия материалов пособия и ГОСТ по специальности
Специальность | Дисциплина по ГОСТ | Выдержки из ГОСТ, совпадающие с материалами учеб. пособия |
03 1000 Педагогика и психология |
Психология труда
Психология субъектов профессиональной деятельности. |
Тестирование. Использование психодиагно-стических методик (представлено в психолого-педагогическом практикуме).
Выбор профессии как предмет диагностики (п. 2.2). Профессионально важные качества; формула профессий (п. 2.2.1). |
Аналоги
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – СПб.: Питер, 2004. В книге освещаются вопросы профессионального самоопределения молодёжи безотносительно к обращению к конкретным категориям учащихся. Вопросы профессионального становления и выбора профессии учащимися начальной и средней профессиональной школы рассматриваются здесь в общем плане.
2. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Владос, 2003. Главное внимание в книге уделено эволюции человека в процессе профессиональной деятельности. Пособие рассматривает проблемы профессионального общения, управления чувствами личности.
3. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006. Излагается концепция жизненного самоопределения, даётся описание процедур тренинга для подростков.
Заведующий лабораторией психологических и социологических исследований в педагогическом образовании; доктор пед. наук, кандидат психологических наук; профессор, заслуженный педагог-психолог и почётный член Международной академии психологических наук; действительный член Международной академии наук педагогического образования.