«Формирование профессионального самоопределения старшеклассников» (образовательная программа в помощь профориентаторам системы начального и среднего профессионального образования)
Актуальность темы.
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Очень важно отметить, что профессиональное самоопределение — это часть общего процесса жизненного самоопределения.
Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности. Это длительный процесс, в течение которого личность определяет собственные особенности, способности и возможности, соотносящиеся с выбираемой профессиональной сферой, требованиями данной профессии и общества. На основании результатов данного сравнительного анализа человек определяет для себя приоритетные цели и задачи, этапы их достижений, и таким образом, формирует свою жизненную профессиональную перспективу. При этом решение задачи профессионального самоопределения проходит через разрешение противоречий между желаниями и способностями личности и требованиями профессиональной сферы и ожиданиями общества.
Но на любом этапе самоопределения существуют типичные ошибки при выборе профессии: выбирают профессию, не имея о ней достоверной информации; ориентируются только на такие признаки, как престижность или доходность; выбирают профессию «за компанию»; игнорируют собственные способности и интересы; ставят знак равенства между профессией и учебным предметом; прислушиваются к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.
Данные ошибки доказывают, что самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.
Постановка проблемы.
- Проблема выбора профессии становится все более актуальной.
- Происходит быстрое отмирание и появление профессий, поэтому в течение жизни человек неоднократно меняет род деятельности.
- Растет число профессионально нереализованных людей.
- Недостаточно квалифицированных кадров по рабочим специальностям.
- Отсутствие возможности проверить свои склонности и способности, отношения к профессиональной деятельности и сделать выбор той или иной профессии или специальности.
Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.
Цели и задачи.
Основная цель: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению посредством профессиональных проб.
Задачи проекта:
- Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.
- Методом проб выявить интересы учащихся к видам практической деятельности.
- Провести апробацию образовательных экспресс-программ: «профессиональные пробы» на базе образовательного учреждения начального профессионального образования для учащихся школ Емельяновского района.
- Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.
Реализация проекта.
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
Подростковый возраст и раннее юношество — период подготовки к выбору будущей профессии и профессионального самоопределения. Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Что бы решить эту проблему, мы предлагаем использовать метод профессиональной пробы.
Профессиональная проба — это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:
- диагностический характер пробы;
- процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии;
- развивающий характер профессиональной пробы, направленность на интересы, склонности, способности;
- учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по нескольким направлениям.
Профессиональная проба включает в себя несколько этапов.
Обучающий этап — подготовка учащихся к выполнению профессиональной пробы и получения информации о профессиональной деятельности в области «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника».
Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в повторении отдельных приемов.
Практический этап является основой пробы и состоит из следующих экспресс-программ профессиональной пробы:
- «Цветущий сад» по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
- «Вступая во взрослую жизнь» по профессиям «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
- «Особенности эксплуатации техники в различных климатических условиях» по профессии «Машинист дорожных и строительных машин»
- «Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности» во всех сферах деятельности, так как основой является работа в команде.
Методы работы: обсуждение в группах, имитационные ситуации, метод решения проблем, демонстрация опыта, мозговой штурм, посещение предприятий, работа на тренажерах (симуляторах) транспортной техники.
Об эффективности профессиональных проб свидетельствуют:
- осознанность выбора дальнейшего пути получения профессии,
- профессиональное ориентирование в данных сферах деятельности,
- профессиональное самоопределение учащихся.
Заключение.
Анализ результатов проведенной нами работы позволяет сделать следующие выводы:
Профессиональные пробы позволили учащимся соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку, а так же приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.
Если в 2011 году из выпускников 9-х классов школ Емельяновского района, в КГАОУ НПО ПЛ №88 поступили 13%, то в 2012 году поступили 16% выпускников.