«Я — исследователь!» (программа элективного курса)
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры гимназистов, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В соответствии с направлениями работы гимназии, обусловленными действующим законодательством и внутренними регламентирующими документами, модульный и элективный курсы «Я — исследователь!» позволяют познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.
Реализация программы курсов позволяет совершенствовать склонность учащихся к познанию и исследованию окружающего мира, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает вкус к исследованию, предполагает их активное участие в исследовательской деятельности по выбранному направлению с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цели и задачи.
Модульный и элективный курсы «Я — исследователь!» для учащихся 9–11 классов направлены на формирование исследовательских навыков учащихся старшей школы. Курсы знакомят гимназистов с принципами научно-исследовательской деятельности и выполняют три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.
- Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность старшеклассников, получать дополнительные знания в ходе проведения ими исследований, обучиться структуре и методам проведения исследования в таких научных областях, как социология, психология и педагогика.
- Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планировать и организовывать свою деятельность.
- Развивающая задача — это развитие креативности, творческого потенциала формирующейся личности, применения познавательных способностей сообразно своим интересам и увлечениям.
Цели курсов:
- знакомство учащихся 9–11 классов с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы;
- стимул творческого развития начинающих исследователей в областях социологии, психологии и педагогики.
Задачи курсов:
- ознакомить учащихся с принципами и правилами организации научно-исследовательской деятельности;
- сформировать навыки поиска и работы с различными информационными источниками;
- развить познавательную самостоятельность и активность учащихся;
- привить чувство ответственности за результаты собственной деятельности;
- сформировать и апробировать навыки презентации результатов своего труда.
Содержание проекта.
Программа модульного и элективного курсов разработана на основе следующих программ:
- Учебная программа элективного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся» МОУ «СОШ №7», авт. учитель Зайцева И.А., 2004. (г. Ноябрьск)
- Учебное пособие «Основы научных исследований» об-во «Знание» под ред. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А., 2001 (г. Москва)
- Учебная программа элективного курса «Введение в социальное проектирование» МОУ «Лицей №2», авт. соц. педагог Постельникова Н.Ф., 2006 (г. Саратов)
- Образовательная программа МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска на 2011–2012 учебный год.
- Программа развития МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска на 2011–2013 годы.
Программа модульного и элективного курсов рассчитана на 34 часа. Она состоит из двух разделов: «Принципы и технология выполнения научного исследования по социологии, психологии и педагогике» — 22 часа и «Основы социального проектирования и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)» — 12 часов. Курсы имеют практико-ориентированную направленность, формы занятий: лекторий, практикум, «мозговой штурм», экспертная лаборатория. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся старшей школы.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении совместного или индивидуального научного исследования самими учащимися под методическим руководством составителя курса.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, гимназисты учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографического списка и т.п., организуется посещение библиотеки.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения — не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за продуктивное продвижение своей мысли, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы учащиеся поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курсов к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы/реферата/проекта и последующее выступление учащихся с лучшими работами на научно-практических конференциях гимназии, города, края.
Требования к уровню усвоения учебного материала:
В результате изучения программы курсов «Я — исследователь!» учащиеся должны знать, понимать:
- роль науки в жизни общества;
- достижения ученых в различных областях наук и уровень развития научно-технического прогресса;
- принципы научного мышления;
- методы научного исследования и познания блока гуманитарных наук по направлениям: социология, психология и педагогика;
- основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.
Уметь:
- планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
- составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
- организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
- оформлять научно-исследовательскую работу;
- работать с научно-популярной литературой;
- выступать публично с защитой своего труда;
- вести диалог с оппонентами и компетентно отвечать на сложные вопросы по теме проведенного исследования.