Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Сделай себя сам» (программа по трудоустройству подростков)


Актуальность проекта.

Причиной актуальности программы являются предъявляемые в современном обществе новые требования к личности, к таким её свойствам, как активность, самостоятельность, ответственность. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. [Сидоркина С.Л., 2010].

 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная приказом Минобразования России № 393 от 11.02.2002 г. Развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Согласно концепции, «воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи». Принятое Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей определяет, что основным предназначением данного учреждения является «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства». [Сидоркина С.Л., 2010].

Но можно отметить, что сегодня происходит смена концепций воспитания школьников, что, к сожалению, снижает воспитательное-воздействие социальных институтов. Кроме того, ухудшается благосостояние большинства семей, наблюдается рост насилия, насаждаемого СМИ и т.д., что приводит к различного рода отклонениям (несоответствию официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам права, культуры или морали) в поведении подростков, распространению в их среде алкоголизма, наркомании, преступности и, в конце концов, биологической и социальной деградации их личности. В связи с этим распространенным феноменом, сопровождающим процесс социализации личности в подростковом возрасте, является девиантное (отклоняющееся) поведение как проявление социальной дезадаптации, неспособность индивида противостоять отрицательным влияниям окружения, несоответствие его действий возрастному уровню развития, результат дисгармонической реализации жизненного сценария. [Теняева О.В., 2011].

Таким образом, сложность социально-экономических условий и ограниченность позитивных сред жизнедеятельности подростка, являющиеся причиной слабо сформированных умений быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой психологической лабильностью, стремиться к духовному обогащению личности, определяют необходимость создания комплексных социально — психолого — педагогических программ. [Папанов А.И., 2007].

Цели и задачи.

Цель программы: формирование социальной ответственности у подростков с девиантным поведением.

Задачи программы:

  • формировать у подростков, педагогов и родителей знания и умения по социальной ответственности;
  • развитвать навыки саморегуляции подростков;
  • воспитывать нравственные качества личности, чтобы среди жизненных ориентиров человека преобладали духовные ценности;
  • формировать навыки уверенного поведения у подростков;
  • развивать позитивное и рациональное мышление;
  • развивать эмоционально-волевые качества;
  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на повышение мотивации;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения;
  • повышать персональную ответственность по отношению к своему здоровью, к семье, к образу жизни, к хобби и пр.;
  • формировать позитивный образ «я»;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • формировать «жизненные навыки» — позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты, умение постоять за себя и договориться с другими, сопротивление негативному, групповому давлению, совладение с эмоциями пр.

Описание программы.

Данная программа является одним из направлений социальной работы с подростками Управления молодежной и семейной политики, культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск.

Место реализации программы: общеобразовательные школы ЗАТО Северск — № 89, 84.

В программе приняли участие подростки 9–11-х классов, всего 54 человека, из которых было сформировано 6 групп по 9 человек.

Этапы программы:

  • Исследование (февраль 2012) — диагностика, выявлялось состояние подростков — мотивация, отношение к учебе, профориентация и пр.
  • Реализация программы (март — сентябрь 2012) — проведение тренингов, проведение кружков, трудоустройство.
  • Оценка эффективности программы (октябрь 2012) — анкетирование, тестирование подростков.

Результаты программы:

  • Сформированы социально-полезные, профессионально-нравственные и нравственно-психологические качества — 19 (54%);
  • Повысилась мотивация на успех — 46 (85%);
  • Сформирована адекватная самооценка личности — 43 (79%);
  • Сформирована направленность на дело — 19 (54%);

Качественные результаты:

  • Прошли тренинги — 48 (88%)
  • Трудоустроены на предприятия Северска — 42 (77%)
  • Кружки и спортивные клубы — 23 (42%)
  • Отказались от участия, пропускали занятия — 6 (11%)

На сегодняшний день проходит внедрение программы в другие образовательные учреждения. Разрабатывается и внедряется программа по формированию социальной ответственности у подростков (не только с девиантным поведением), кроме того рассматривается расширение программы с привлечением информационной работы с родителями. Проведена оценка и характеристика ее целевого, мотивационно-организационного, содержательно-процессуального и диагностического блоков; выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, повышающие эффективность организации процесса формирования социальной ответственности у подростков с девиантным поведением в учебно-воспитательном процессе.

Программа реализована при содействии Управления молодежной и семейной политики, культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск и Центра занятости населения ЗАТО Северск.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su