«Формирование позитивного имиджа государственных служащих (на примере сотрудников ГИБДД)» (научно-исследовательский экспериментальный проект)
Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего — одна из наиболее актуальных в контексте реформирования государственной системы власти, а также взаимодействия органов власти с гражданским обществом. Без эффективной государственной службы невозможны укрепление государственной власти и защита общенациональных интересов, динамическое развитие страны.
Наша задача: оценить представления о государственных служащих в современном обществе, сопоставить их имидж, сложившийся в массовом сознании, с реальными личностными особенностями, оценить пути формирования позитивного имиджа государственных служащих.
Их деятельность связана с сопряжением общественных, групповых и индивидуальных интересов. Предметом службы являются общественные отношения. Государственные служащие олицетворяют государство, выступая представителями и носителями реальной власти, помогающими или препятствующими реализации потребностей и интересов людей.
Оценки эффективности государственных служащих и государственного управления напрямую связаны с уровнем доверия в отношениях между обществом и властью, в формировании которого значительную роль играет имидж служащих, сложившийся в общественном сознании. Личный опыт взаимодействия граждан с конкретными чиновниками нередко обобщается в имидж служащих в целом. Прежде всего нравственные качества государственных служащих определяют оценку государственного органа власти и управления.
Символическая нагрузка имиджа подчеркивается его чертами: субъективность, эмоциональность, неустойчивость.
Имидж определяет степень поддержки власти обществом, отражает уровень доверия и эффективность деятельности государственного аппарата. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Формирование позитивного имиджа государственной службы и государственных служащих является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института.
В общественном сознании к государственным служащим предъявляются повышенные и жесткие требования, что усугубляется субъективностью оценок моральных, этических, нравственных категорий.
В настоящий момент в общественном сознании сложился устойчивый негативный имидж государственного служащего; очевиден двойственный конфликт между его образом и субъективным набором качеств «идеального» и «реального» чиновника.
По результатам проведенного нами опроса населения, «идеальному образу» государственного служащего свойственны: преданность своей стране и народу, желание приносить пользу обществу и государству, профессионализм, справедливость и уважение к законам, ответственность за дело, принципиальность, доброжелательность к людям. Но в оценке «реального образа» преобладают качества, связанные с преследованием служащими целей, не соответствующим интересам ни государственной службы, ни населения, а также проявление пренебрежения к людям, обращающимся в органы государственной власти и управления.
Для государственной службы типичны: интенсивность трудового процесса, низкий уровень влияния субъектов труда на его процесс, ограниченность в выборе средств деятельности, частый временной и информационный дефицит для принятия ответственных решений, высокая степень ответственности за принимаемые решения, пресыщенность вынужденным общением, недостаточное вознаграждение. Поэтому отдельные негативные черты имиджа могут быть объяснены подверженностью служащих профессиональному выгоранию.
Сами служащие, по результатам нашего анкетирования, адекватно оценивают негативный характер сложившегося в обществе имиджа чиновника.
Наше исследование их личностных особенностей обнаружило расхождение между стереотипом государственного служащего в общественном сознании и их реальными личностными особенностями. Выборка составлена из государственных гражданских служащих гг. Ярославля и Рыбинска: 52 человека (40 женщин, 12 мужчин, средний возраст 48,2 лет), сотрудники отдельной роты ДПС ГИБДД при УВД по г. Рыбинску и Рыбинскому муниципальному району: 76 человек (мужчины, средний возраст 35 лет).
Реальный образ государственного служащего гораздо более дифференцирован, по сравнению с обобщенным негативным имиджем. Очевидны противоречия между личностными качествами реальных служащих и ожиданиями, которые предъявляются к ним обществом. В связи с чем, обосновано мнение 91,8 % опрошенных служащих о необходимости целенаправленных усилий государства для повышения имиджа государственных служащих у населения.
Меры формирования позитивного имиджа представителя власти: повышение престижа и авторитета государственной службы; повышение эффективности деятельности государственных служащих за счет усовершенствования методов кадровой работы; внедрение этических норм профессиональной деятельности. Целесообразно использовать СМИ: освещение особенностей деятельности, трудности решаемых задач, объективных успехов, что более действенно, чем попытка искоренения негативных оценок в отношении чиновников.
Но невозможно без изменения самого государственного служащего, без овладения им необходимыми компетенциями и качествами. Важно психологическое обеспечение профессионального и личностного развития государственных служащих уже в ходе профессионального обучения. Приобретение психологической культуры и компетентности методом «проб и ошибок» объективно дорого и крайне субъективно и вероятностно.
Основные результаты реализации проекта.
- на основе анализа зарубежного и отечественного опыта выявлены особенности и факторы формирования имиджа государственных служащих;
- выделены структурные элементы формирование имиджа государственных служащих;
- проведено экспериментальное исследование изменения общественного мнения о деятельности государственной службы на примере ГИБДД г. Рыбинска;
- апробированы конкретные практические рекомендации по формированию положительного имиджа сотрудника ГИБДД как государственного служащего;
- апробирована методика социально-психологического сопровождения сотрудников ГИБДД в процессе осуществления ими профессиональной деятельности с целью повышения коммуникационных навыков, навыков поведения в конфликтных ситуациях, повышения личностной стресс-устойчивости, снятия эмоционального психического напряжения, раздраженности, враждебности и предупреждения профессиональной деформации.
Материалы Проекта использованы в учебном процессе РФ РАНХиГС в курсах «Социология управления», «Управление персоналом» и «Организационное поведение», а также при чтении лекций и проведении практических занятий в деятельности ГИБДД г. Рыбинска.
По итогам Проекта имеется 36 публикаций, в т.ч. учебно-методическое пособие.