Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Границы Я в дошкольном и младшем школьном возрасте» (научно-исследовательская работа, диссертация магистра)


Актуальность, научная новизна и практическая значимость.

Актуальность исследования продиктована недостаточностью знаний об онтогенезе психологических границ у детей от 2 до 10 лет, в силу чего неясны направления развития эмпирической личности детей, затруднен прогноз возможных сфер бытия, обладающих наибольшей ресурсностью для развития личности.

Научная новизна работы состоит в том, что эмпирически исследована динамика личностных границ на протяжении детского возраста, операционализированы такие свойства границ, как активность, осознанность, контроль, регуляция и способы защиты Я, в то время как до сих пор изучалась только прочность границ (С.К.Нартова-Бочавер), разработана батарея качественных методов диагностики, экологически валидных и адекватных изучаемым возрастам, определена система индикаторов свойств границ на основе экспертной оценки и получены новые данные о специфике личностных границ в четырех возрастных группах, у мальчиков и девочек.

Практическая значимость заключается в обозначении основных линий развития психологических границ в онтогенезе, рассмотрении факторов и условий формирования устойчивых границ Я.

Результаты и выводы.

Основные результаты эмпирического исследования: феномен психологических границ формируется прижизненно, обусловлен речью, возрастом и полом. Имеет определенные условия и механизмы развития, собственную динамику становления и уникальные гендерные характеристики.

Кратко динамику развития границ Я у детей от 2 до 10 лет можно представить в следующем виде:

Возраст

Мальчики

Девочки

2–3 года

Контроль границ Я более активен. Осознанность границ Я ниже.

Контроль границ Я также более пассивен, выше проницаемость. Осознанность границ Я выше.

Общее: Пассивная форма защиты границ. Широкие границы, «полупроницаемые». Способы защиты ситуативны, нет предпочитаемых, возникают только как ответ на угрозу. «Чувство границ» возникает в конфликте.

4–5 лет

Увеличение активности защиты границ, часто физическими методами. Стремление к расширению границ Я. Осознание границ Я формируется быстрее.

Резкое снижение активности защиты границ. Стремление стабилизировать состояние границ Я. Осознание границ Я формируются медленнее.

Общее: Тенденция к сужению границ, ориентация на социальные нормы. Переход феномена психологических границ на уровень неосознаваемого, но присутствующего в жизни.

6–7 лет

Возрастает пассивность защиты границ Я. Тенденция к фиксации психологических границ. Активная жизненная позиция, стремление нарушать чужие границы для поддержания собственного благополучия.

Возрастает активность защиты границ Я. Тенденция к расширению границ Я. Сильная ориентация на социальные нормы в регулировании границ.

Общее: Понимание нарушения чужих границ Я. Начало формирования в сознании феномена психологических границ.

8–10 лет

Закрепляется активная стратегия защиты границ Я. Фиксация и желание постоянного расширения собственных границ. Учет внешних критериев при регуляции границ Я. Активные попытки управления границами, стремление понимать внешние связи своих и чужих границ.

Попытка сбалансировать процессы активности – пассивности при защите границ Я. Желание четко осознавать и удерживать собственные границы Я без сильного стремления к расширению. Учет собственного отношения к ситуации при регуляции границ. Важны внутренние связи в пределах собственных границ.

Общее: Психологические границы полностью осознаваемы, становятся средством регуляции собственного состояния, механизмом адаптации к внешним воздействиям.

Таким образом, эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Психологические границы развиваются в промежутке онтогенеза от раннего к младшему школьному возрасту в направлении расширения репертуаров защиты, повышения осознанности, формирования гендерно обусловленной структуры границ Я.
  2. Развитие психологических границ обладает гендерно специфичными траекториями: так, для мальчиков характерны тенденции к расширению границ, использованию ситуативных способов их защиты, более выраженным процессам контроля границ Я, что отражается в более ранней фиксации границ Я, большей их ригидности, преобладанию активности при защите границ Я. Для девочек характерно опережающее по сравнению с мальчиками развитие осознанности, стремление удержать существующие границы, чувствительность к границам других людей, преобладание регулятивных процессов в структуре границ Я и стремление сбалансировать процессы активности и пассивности при защите границ Я, т.е. лучшая проницаемость и гибкость границ.
  3. Феномен границ Я в нашем исследовании был проанализирован с точки зрения динамических и инструментальных характеристик, каждая из которых связана с такими интегративными личностными качествами как онтологическая уверенность, базовое доверие и психологическое благополучие. Эти взаимосвязи обладают психологическим смыслом адаптации ребенка к изменяющимся условиям среды.
  4. Основные новообразования, сформированные в изучаемые возрастные периоды:
    • 2–3 года: формирование «чувства границ Я» в стрессовых условиях, границы Я выступают как биологическое образование, служащее целям самосохранения;
    • 4–5 лет: возникновение «чувства границ Я» на неосознаваемом уровне, границы Я начинают выступать как психологическое образование, обеспечивающее комфорт и безопасность личности ребенка;
    • 6–7 лет: появление децентрации (признание существования факта границ Я у окружающих). Границы Я наполняются социальным смыслом, служат целям коммуникации;
    • 8–10 лет: возникновение осознанности границ Я, принятие социального. Границы Я начинают формироваться как личностное образование.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su