«Компетентностный подход в управлении профессиональным развитием государственных служащих» (научно-исследовательский проект)
Мощным стимулом профессионального становления человека является актуализация внутриличностного потенциала человека, его саморазвитие и самореализация. Важными характеристиками специалиста, позволяющими оценить его готовность к деятельности, эффективность выполняемой деятельности, являются компетенции.
Сегодняшний подход к определению компетенций специалиста выходит за рамки знаний, умений, навыков, и включает в себя когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Широкое определение содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку.
Определение ключевых компетенций специалистов той или иной сферы профессиональной деятельности следует признать чрезвычайно важной задачей. Проблема — в выяснении критериев для оценки компетенций, определении ключевых компетенций для профессионалов в той или иной сфере деятельности.
Государственная служба как профессиональная деятельность, обладая общественной притягательностью, не часто попадает в поле научного исследования.
Знание особенностей профессионального становления государственных служащих (ГС) позволят решить ряд прикладных, практических задач, в т.ч. научно-методическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию профессионализма ГС, по организации и обеспечению психологического сопровождения их профессионального становления, а, значит, и повышение эффективности самой государственной службы. Поэтому потребности социума, возрастающие требования к системе государственного управления определяют практическую актуальность работы.
Компетенции ГС — характеристики, показывающие соответствие личностных и профессиональных особенностей человека должностным квалификационным требованиям. Налицо проблема, заключающаяся в неразработанности и недифференцированности критериев эффективности служебной деятельности ГС, их оторванность от показателей профессионализма.
Мы разделяем идею о необходимости рассмотрения двух видов компетенций ГС, как и любых других специалистов в целом: общих, базовых и специальных, конкретных. Первые отражают необходимые личностные и профессиональные особенности ГС, без соотнесения с профилем и спецификой решаемых ими задач. Вторые — личностные и профессиональные особенности, необходимые для эффективного исполнения конкретных должностных обязанностей государственной гражданской службы.
Применение компетентностного подхода при профотборе, подборе кадров, аттестации действующих специалистов предполагает ориентацию на будущее, т.е. на возможности моделирования и построения профессионального пути с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Решение указанных задач позволит служащему максимально полно и всесторонне раскрывать собственный потенциал, удовлетворяя собственные потребности и потребности службы (общества) в целом.
Вместе с тем, лишь 44,6% субъектов РФ разрабатывают дополнительные квалификационные требования, критерии оценки государственных служащих, реализуя компетентностный подход. Большая же доля субъектов ограничивается типовыми требованиями к государственным служащим: гражданство, возраст, опыт работы по специальности и стаж государственной службы, владение государственным языком РФ. Очевидно, что их применение отличается лаконичностью и даже формализмом.
Наш Проект реализовывался последовательным решением следующих задач:
- выявить наличие / отсутствие дополнительных квалификационных требований (критериев оценки) действующих ГС, кандидатов на государственную службу или на включение в кадровый резерв.
- провести сравнительный анализ дополнительных требований и критериев, предъявляемых к компетенциям ГС, к их профессиональным и личностным особенностям субъектами РФ, в которых выявлены дополнительные к типовым требования и критерии.
- провести сравнительный анализ выделяемых компетенций и профессионально-важных качеств ГС, сопоставить их с моделью готового к самостоятельной деятельности по специальности «Государственное и муниципальное управление» человека, отраженной в ГОС ВПО по указанной специальности.
Решение поставленных задач осуществлялось методами контент-анализа, теоретического анализа научных источников, методами качественного и количественного анализа данных, эмпирического и экспериментального исследования.
Основные результаты, полученные автором.
- мониторинг ситуации по разработке компетенций и внедрению компетентностного подхода в кадровую работу на государственной службе (общая активность и продуктивность регионов и федеральных округов в целом, типичные черты и индивидуальное своеобразие)
- сравнительный анализ дополнительных требований и критериев, предъявляемых к компетенциям государственных служащих, к их профессиональным и личностным особенностям субъектами РФ (классификация дополнительных требований, предъявляемых к государственным служащим на требования к знаниям /умениям и навыкам/, и к профессиональным и личностным качествам, ранжирование указанных признаков с учетом частоты встречаемости, сопоставление ранжированных списков по каждой из выделенных групп между федеральными округами, анализ наиболее типичных и индивидуально-своеобразных компетенций и особенностей их интерпретации субъектами РФ)
- глубокий анализ научных источников, отражающих исследования профессионально-важных качеств государственных служащих, психологическую структуру их деятельности
- анализ ожидаемых результатов, компетенций субъектов, прошедших подготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузе (содержание и требования ГОС ВПО, формируемых компетенций)
- сопоставление и сравнительный анализ компетенций государственных служащих, определяемых и используемых в управлениях государственной службой и кадровой работы субъектами РФ, компетенций, определенных ГОС ВПО, ПВК государственных служащих, определенных в научных исследованиях
- определение психологической структуры государственной службы как профессиональной деятельности, разработка Программы и Методических рекомендаций по исследованию ее компонентов и связей между ними, апробация указанной Программы на базе Управления государственной службой и кадровой политики Правительства Ярославской области
По теме проекта опубликованы 2 монографии, 7 статей в журналах ВАК. 11 статей в научных сборниках и периодических научных изданиях, 15 публикаций в материалах научных мероприятий, 3 учебно-методических издания.