- Власова Лариса Егоровна
психолог отделения срочного социального обслуживания, ГБУ КЦСОН " Забота" г. Качканара", (Качканар, Свердловская область)
Актуальность.
Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых — это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала», провозглашённые ООН нацеливают на то, чтобы пожилые и старые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
В тренинге когнитивных навыков «Укрепляем память в любом возрасте» реализуется принцип группы «реализация внутреннего потенциала». Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела.
Обучающие процессы помогают людям пожилого возраста вести себя адекватно постоянно меняющимся требованиям окружающей среды.
Цели и задачи.
Цель программы: поднятие общего образовательного, социально-культурного, воспитательного уровней людей старшей возрастной группы, как основы их общественной жизни
Задачи:
- поддержание когнитивных навыков: функций внимания, памяти, логического мышления;
- активное побуждение их к собственным занятиям, направленным на укрепление и развитие творческого потенциала;
- создание условия для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.
Содержание проекта.
Тренинги когнитивных навыков способствуют значительной компенсации слабовыраженной когнитивной дефицитарности. В то же время групповые занятия могут быть полезны, когда пожилые люди объединены интересами, могут использовать группу для получения информации и организации поддержки
Эффективность тренинга характеризует приобретение не только когнитивного научения, но и эмоционального опыта. Ведущему важно учитывать при этом следующие моменты:
- краткость когнитивного блока на каждом занятии: так называемые «инпуты» — емкие по содержанию и лаконичные по форме сообщения ведущего, не превышающие по времени 10–15 минут. необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей граждан пожилого возраста;
- простота: сложный материал должен быть изложен доступным, выразительным языком;
- наглядность: на занятиях планируется использовать рисунки, схемы, презентации;
- актуальность информации для участников тренинга;
- оценка результатов деятельности участников тренинга, подчёркивающая те стороны, которые ведут к успеху. Создание «ситуации успеха»
Структура занятий
Каждое занятие состоит из трех частей: разминки, основной части и заключительной части.
Каждое занятие начинается с разминки. Цель разминки: снятие напряжения, сокращение эмоциональной дистанции, активизация внимания, памяти.
Целью основной части является овладение психологическими знаниями (когнитивный блок) и упражнения, направленные на формирование умений по теме блока.
Темы занятий:
- Хорошая ли у меня память?
- Внимание и внимательность.
- Получение впечатлений.
- Зрительные впечатления и память.
- Восприятие слухом и память.
- Ассоциация мыслей.
- Система накопления.
- Система десяти вопросов.
- Память на числа, хронологию и цены.
- Память на места.
- Память на лица.
- Память на имена.
- Гигиена мозга.
- Рассеянность.
- Диагностика. Итоговое занятие.
Результаты.
Программа была реализована в период с октября 2011 по март 2012 в группе пенсионеров города, возраст от 60 до 65. Хочется отметить, что работа в группе происходила оживлённо, участники были активно включены в работу. После каждого занятия предлагалось выполнение домашней работы: это упражнения, направленные на практическое применение теоретического материала. Что же привлекает пенсионеров к участию в работе? В первую очередь, это, возможность общаться, выйти из круга привычных обязанностей и …снова учиться! Участники группы признаются, что им интересно узнавать что-то новое. Выполнение упражнений, активизация мыслительной деятельности улучшает настроение, побуждают их к собственным занятиям, направленным на укрепление и развитие творческого потенциала. Занятия по данной программе создают условия для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.