«Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция» (монография)
Издательство «Аура ИНФО», 2012. – 248с. ISBN 978-5-905283-25-3
Актуальность, научная и практическая значимость.
Коррекция аутодеструктивного (саморазрушительного) поведения и психологическая помощь являются важнейшими задачами в системе реабилитации подростков.
Разнообразные аспекты нарушений развития личности в подростковом возрасте выступают предметом изучения многих научных дисциплин (медицина, педагогика, социология, юриспруденция и др.) и представляют особый интерес для психологии, а также для родителей и людей, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения, — педагогов, психологов, социальных работников.
Но, несмотря на высокую практическую значимость, методологическим, теоретическим и практическим проблемам аутодеструкции уделяется недостаточно внимания. На данном этапе развития науки психологический подход к аутодеструктивному поведению получил приоритетное развитие. И, несмотря на то, что в рамках данного подхода объединяются сотни теорий и взглядов на природу аутодеструкции, все их объединяет общее представление о ведущей роли личности.
В данной монографии освещаются наиболее значимые теоретико-методологические положения и исследования, рассматриваются основные направления и способы психологической коррекции аутодеструкции у «безнадзорных» подостков.
Основное содержание работы (или ее этапы):
Ведение
Глава 1. Истоки аутодеструкции
1.1. Социокультурные причины саморазрушения
Глава 2. Научные подходы к исследованию аутодеструкции и факторов её развития
2.1. Понятие аутодеструкции
2.2. Современные представления о причинах аутодеструкции подростков
2.3. Феномен аутодеструкции в различных отраслях научного знания
2.4. Психологические особенности подростка
2.5. Подростковая безнадзорность
Глава 3. Исследование аутодестукции подростков
3.1. Поведенческие особенности аутодеструкции подростков
3.2. Особенности личности аутодеструктивных подростков
3.3. Комплекс аутодеструкции и особенности его проявления в группах безнадзорных подростков
3.4. Типы аутодеструкции подростков
Глава 4. Технология работы с аутодеструктивными подростками
4.1. Рекомендации для специалистов
4.1.1. Технология формирования мотивации
4.1.2. Технология гармонизации психофизической сферы (обретение уравновешенности, психологической устойчивости)
4.1.3. Технология коррекции нарушений в сфере межличностного общения и развития коммуникативных способностей и навыков
4.1.4. Технология коррекции аутодеструктивного поведения и развития навыков конструктивного выхода из сложной жизненной ситуации
4.1.5. Технология развития интеллектуальных способностей, общей вербальной культуры, самосознания, уверенности, позитивного самоотношения
4.1.6. Технология коррекции представлений о себе и развития самосознания. Развитие поведенческой саморегуляции
4.1.7.Тезнология оздоровления детско-родительских отношений
4.1.8. Технология коррекции аддиктивного поведения подростков
4.2. Рекомендации родителям
Заключение
Памятка для родителей
Приложения
Библиография