«Психологические методы и приемы в формировании профессиональной педагогической компетентности у педагогов» (программа дополнительного образования)
Актуальность.
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем. В результате повышаются тревожность и агрессивность, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы. Поэтому предупреждение и преодоление возможных негативных ситуаций деформации личности и повышение регулятивной компетентности и творчества у педагогов являются актуальным в современном обществе.
Научная и практическая значимость.
Исследованием профессиональной компетентности педагога занимались многие ученые (В.Н. Веденский, В.Г. Воронцова, Г.С. Сухобская). Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова под профессиональной компетентностью подразумевают «совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности». Н.В. Кузьмина выделяет следующие элементы педагогической компетентности: специальную в области преподаваемой дисциплины; методическую — в области способов формирования знаний, умений и навыков у детей; психолого-педагогическую компетентность в области мотивов, способностей, рефлексию педагогической деятельности или владение педагога современными педагогическими и психологическими технологиями.
Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу дошкольного учреждения приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею разные аспекты общения: внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать; усиленно запоминать и интерпретировать информацию; быстро принимать решения.
Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности педагога, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, т.е. происходят профессиональные деформации.
Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач психолога, так как от этого зависит и психологический климат педагогического коллектива, и психическое здоровье. Часто приходится сталкиваться с недостаточным уровнем коммуникабельности педагогов: конфликтные взаимоотношения с родителями и непонимание детей с «трудным характером». Выявлена основная проблема — недостаточный уровень коммуникативной, информационной и регулятивной компетентности педагогов, которые приводят к «эмоциональному выгоранию».
Исходя из данных проблем была разработана программа «Психологические методы и приемы в формировании профессиональной компетентности педагогов».
Основной целью программы является формирование здоровой, компетентной, социально активной и мобильной, успешной, конкурентоспособной личности с широким культурным кругозором, стремлением к внутренней и внешней гармонии.
Основное содержание работы.
В основу программы положены различные методы и приемы управления эмоциональными состояниями: тренинговые игры и упражнения, дискуссии, элементы арт-терапии, медитативные техники, деловые и ролевые игры, анализ проблемных ситуации, саморефлексия, телесноориентировнные упражнения, элементы психодрамы, которые способствуют повышению информационной, коммуникативной и регулятивной компетентности педагогов и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Цикл практических занятий с педагогами рассчитан на 14–16 часов (8 занятий).
Этапы реализации.
1 этап. Диагностический (сентябрь — октябрь 2011 г.)
Цель: диагностическое обследование профессиональной компетентности педагогов.
- Диагностическое обследование по определению профессиональной направленности личности учителя. (Е.И.Рогов).
- Диагностическое обследование «эмоционального выгорания» у педагогов. (Е.Е.Алексеева).
- Выявление типологических деформаций личности у педагогов симптомов «эмоционального выгорания», которые являются первой ступенькой на пути к активному поддержанию и укреплению психического здоровья педагога.
2 этап. Подготовительный (октябрь 2011 г.– декабрь 2011 г.)
Цель: разработать проекты программы, согласование и утверждение.
Задачи:
- формировать желание сотрудничать с психологом и изменить что — либо в своей жизни;
- подобрать методы по профилактике и коррекции данных проблем;
- определить содержание занятий с педагогами;
3 этап. Внедренческий (январь 2012 г. — май 2012 г.)
Цель: реализация мероприятий программы и внесение дополнений и изменений.
Задачи:
- осуществление профилактической работы с педагогами.
4этап. Оценка эффективности программы по повышению профессиональной компетентности педагогов (май 2012 г.).
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствующие появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний.
Ожидаемые результаты.
Мониторинг эффективности реализации данной программы показал позитивные изменения уровня профессиональной компетентности у воспитателей:
- снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно-психического напряжения;
- повышение регулятивной компетентности: умение управлять своим поведением, контролировать свои эмоции и результата воздействия на ребенка;
- повышение умения разрешать межличностные конфликты (с детьми, родителями, руководителем);
- позитивные изменения общего состояния организма и психики педагогов.